Standard

Students’ Suicide in Ptolemaic Alexandria? / Позднев, Михаил Михайлович.

In: Hyperboreus, Vol. 23, No. 2, 2017, p. 266–275.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Позднев, ММ 2017, 'Students’ Suicide in Ptolemaic Alexandria?', Hyperboreus, vol. 23, no. 2, pp. 266–275.

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{d17eddc646fc4798a3bb869820b5eaa2,
title = "Students{\textquoteright} Suicide in Ptolemaic Alexandria?",
abstract = "История о самоуби{\u и}стве, которое якобы совершили слушатели киренаика Гегесия, передана тремя авторами – Цицероном, Валерием Максимом и Плутархом. По общепринято{\u и} версии анекдот сводится к следующему: Гегеси{\u и} будто бы доказывал, что жизнь нестерпима, причем у него выходило настолько убедительно, что некоторые из слушавших покончили с собо{\u и}; в результате царь Птолеме{\u и} запретил философу учить. В нове{\u и}ше{\u и} монографии о киренаиках К. Лампе сообщение Плутарха возводится к Цицерону, тогда как Валери{\u и} Максим оказывается и вовсе забытым. Между тем, оба произ- водных свидетельства ценны для осмысления источника. Ключевое место (Tusc. 1, 83: hoc a Cyrenaico Hegesia sic copiose disputatur, ut is a rege Ptolemaeo prohibitus esse dicatur illa in scholis dicere, quod multi is auditis mortem sibi consciscerent) претерпевает одинаковое искажение в парафразе Валерия Максима (8, 9 [ext.], 3) и в ряде переводов на новые языки: disputatur передают прошедшим (“repraesentabat”, “argued”, “рассуждал”, “fu messo in discussione”, “was treated”), что создает ложное впечатление, будто автор “ТускуланскихStudents{\textquoteright} Suicide in Ptolemaic Alexandria? 275бесед” повествует о событиях, некогда произошедших в Александрии. На деле речь о книге Гегесия, которую Цицерон реферирует ниже после пере- сказа эпиграммы Каллимаха на смерть Теомброта Амбраки{\u и}ского (1, 84). Валери{\u и} включает случа{\u и} Гегесия в ряд исторических примеров, свидетель- ствующих о силе красноречия; книжная риторика ему не годилась. Комбини- руя оба римских источника, Плутарх, в свою очередь, привлекает историю о самоуби{\u и}стве в качестве иллюстрации противоестественно{\u и} способности люде{\u и} калечить и убивать себя (De amore prolis 497 D 2–5). Вычитанное у Ци- церона заглавие книги Гегесия – 'Apokarter{\^i}n – превращается в андедот о том, как ученики Гегесия уморили себя голодом. Производные свидетельства ясно обнаруживают, как легенду вычитали из текста Цицерона. Если disputatur подразумевает не устные лекции, а книгу, значит, лекции упоминаются только один раз – в придаточном причины quod multi is auditis mortem sibi consciscerent. Хотя вся история передана с чужих слов, описывается, думаем, не историческое событие, а суждение Птолемея (для сравнения годится Sen. Dial. 12, 9, 6, где в чужо{\u и} рассказ вплетена высказанная Цезарем мотивировка): прочтя книгу, или узнав о ее содержании, царь запретил философу доказывать высказанные положения перед слушателями, опасаясь, что, подпав чарам убеждения, те могут совершить непоправимое.",
author = "Позднев, {Михаил Михайлович}",
year = "2017",
language = "English",
volume = "23",
pages = "266–275",
journal = "Hyperboreus",
issn = "0949-2615",
publisher = "Bibliotheca classica Petropolitana",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Students’ Suicide in Ptolemaic Alexandria?

AU - Позднев, Михаил Михайлович

PY - 2017

Y1 - 2017

N2 - История о самоубийстве, которое якобы совершили слушатели киренаика Гегесия, передана тремя авторами – Цицероном, Валерием Максимом и Плутархом. По общепринятой версии анекдот сводится к следующему: Гегесий будто бы доказывал, что жизнь нестерпима, причем у него выходило настолько убедительно, что некоторые из слушавших покончили с собой; в результате царь Птолемей запретил философу учить. В новейшей монографии о киренаиках К. Лампе сообщение Плутарха возводится к Цицерону, тогда как Валерий Максим оказывается и вовсе забытым. Между тем, оба произ- водных свидетельства ценны для осмысления источника. Ключевое место (Tusc. 1, 83: hoc a Cyrenaico Hegesia sic copiose disputatur, ut is a rege Ptolemaeo prohibitus esse dicatur illa in scholis dicere, quod multi is auditis mortem sibi consciscerent) претерпевает одинаковое искажение в парафразе Валерия Максима (8, 9 [ext.], 3) и в ряде переводов на новые языки: disputatur передают прошедшим (“repraesentabat”, “argued”, “рассуждал”, “fu messo in discussione”, “was treated”), что создает ложное впечатление, будто автор “ТускуланскихStudents’ Suicide in Ptolemaic Alexandria? 275бесед” повествует о событиях, некогда произошедших в Александрии. На деле речь о книге Гегесия, которую Цицерон реферирует ниже после пере- сказа эпиграммы Каллимаха на смерть Теомброта Амбракийского (1, 84). Валерий включает случай Гегесия в ряд исторических примеров, свидетель- ствующих о силе красноречия; книжная риторика ему не годилась. Комбини- руя оба римских источника, Плутарх, в свою очередь, привлекает историю о самоубийстве в качестве иллюстрации противоестественной способности людей калечить и убивать себя (De amore prolis 497 D 2–5). Вычитанное у Ци- церона заглавие книги Гегесия – 'Apokarterîn – превращается в андедот о том, как ученики Гегесия уморили себя голодом. Производные свидетельства ясно обнаруживают, как легенду вычитали из текста Цицерона. Если disputatur подразумевает не устные лекции, а книгу, значит, лекции упоминаются только один раз – в придаточном причины quod multi is auditis mortem sibi consciscerent. Хотя вся история передана с чужих слов, описывается, думаем, не историческое событие, а суждение Птолемея (для сравнения годится Sen. Dial. 12, 9, 6, где в чужой рассказ вплетена высказанная Цезарем мотивировка): прочтя книгу, или узнав о ее содержании, царь запретил философу доказывать высказанные положения перед слушателями, опасаясь, что, подпав чарам убеждения, те могут совершить непоправимое.

AB - История о самоубийстве, которое якобы совершили слушатели киренаика Гегесия, передана тремя авторами – Цицероном, Валерием Максимом и Плутархом. По общепринятой версии анекдот сводится к следующему: Гегесий будто бы доказывал, что жизнь нестерпима, причем у него выходило настолько убедительно, что некоторые из слушавших покончили с собой; в результате царь Птолемей запретил философу учить. В новейшей монографии о киренаиках К. Лампе сообщение Плутарха возводится к Цицерону, тогда как Валерий Максим оказывается и вовсе забытым. Между тем, оба произ- водных свидетельства ценны для осмысления источника. Ключевое место (Tusc. 1, 83: hoc a Cyrenaico Hegesia sic copiose disputatur, ut is a rege Ptolemaeo prohibitus esse dicatur illa in scholis dicere, quod multi is auditis mortem sibi consciscerent) претерпевает одинаковое искажение в парафразе Валерия Максима (8, 9 [ext.], 3) и в ряде переводов на новые языки: disputatur передают прошедшим (“repraesentabat”, “argued”, “рассуждал”, “fu messo in discussione”, “was treated”), что создает ложное впечатление, будто автор “ТускуланскихStudents’ Suicide in Ptolemaic Alexandria? 275бесед” повествует о событиях, некогда произошедших в Александрии. На деле речь о книге Гегесия, которую Цицерон реферирует ниже после пере- сказа эпиграммы Каллимаха на смерть Теомброта Амбракийского (1, 84). Валерий включает случай Гегесия в ряд исторических примеров, свидетель- ствующих о силе красноречия; книжная риторика ему не годилась. Комбини- руя оба римских источника, Плутарх, в свою очередь, привлекает историю о самоубийстве в качестве иллюстрации противоестественной способности людей калечить и убивать себя (De amore prolis 497 D 2–5). Вычитанное у Ци- церона заглавие книги Гегесия – 'Apokarterîn – превращается в андедот о том, как ученики Гегесия уморили себя голодом. Производные свидетельства ясно обнаруживают, как легенду вычитали из текста Цицерона. Если disputatur подразумевает не устные лекции, а книгу, значит, лекции упоминаются только один раз – в придаточном причины quod multi is auditis mortem sibi consciscerent. Хотя вся история передана с чужих слов, описывается, думаем, не историческое событие, а суждение Птолемея (для сравнения годится Sen. Dial. 12, 9, 6, где в чужой рассказ вплетена высказанная Цезарем мотивировка): прочтя книгу, или узнав о ее содержании, царь запретил философу доказывать высказанные положения перед слушателями, опасаясь, что, подпав чарам убеждения, те могут совершить непоправимое.

M3 - Article

VL - 23

SP - 266

EP - 275

JO - Hyperboreus

JF - Hyperboreus

SN - 0949-2615

IS - 2

ER -

ID: 33791816