Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Portrait of the Empress Elizaveta Petrovna by Georg Kaspar von Prenner (1754, State Tretyakov gallery) and European Tradition of Portraits in Flower Wreath. / Skvortcova , E. A. .
In: Актуальные проблемы теории и истории искусства, Vol. 10, 2020, p. 206-219.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Portrait of the Empress Elizaveta Petrovna by Georg Kaspar von Prenner (1754, State Tretyakov gallery) and European Tradition of Portraits in Flower Wreath
AU - Skvortcova , E. A.
N1 - Скворцова Е. А. «Портрет Елизаветы Петровны» Г.-К. фон Преннера (1754 г., ГТГ) и европейская традиция портрета в цветочном обрамлении // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 206–219. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-19
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» Г.-К. фон Преннера — единственный в искусстве России XVIII столетия станковый светский портрет в живописной цветочной раме. Л. А. Маркина расшифровала «комплиментарный символизм» растений и указала на европейскую традицию изображения в цветочном венке Мадонны. Однако не менее существенный контекст светских европейских портретов в цветочных обрамлениях до сих пор оставался за гранью внимания исследователей. Равно как и в европейском искусствознании они по сей день не рассмотрены как особая типологическая линия. В статье предложен обзор подобных портретов последней четверти XVII — начала XVIII в. На их фоне портрет Елизаветы Петровны выделяется уникальным сочетанием исключительной пышности рамы и значимости портретного образа — тонко найденное художественное решение, передающее высокий государственный и международный статус модели. Портрет сохраняет сакраментальные политические коннотации, традиционно свойственные мотиву цветочной гирлянды во фламандской и голландской живописи, обнаруживая созвучие литературе Елизаветинской эпохи, в которой обрела распространение метафора расцветшего сада, воплощающая мирное благоденствие империи. В то же время в портрете Преннера цветочная рама является аксессуаром, оттеняющим красоту модели, как это свойственно французским образцам конца XVII в. Преннер мог оценить декоративный и символический потенциал мотива цветочной рамы, помогая своему дяде Антону Преннеру в подготовке гравированного каталога венской картинной галереи императора Карла VI в поместье Сталлбург, где была целая зала с цветочными натюрмортами и картинами в цветочных обрамлениях. Сколь актуален мотив оказался при дворе российской императрицы, демонстрируют другие виды искусства (триумфальные арки, монументальная живопись, лепное убранство интерьеров, декоративно-прикладное искусство, гравюра).
AB - «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» Г.-К. фон Преннера — единственный в искусстве России XVIII столетия станковый светский портрет в живописной цветочной раме. Л. А. Маркина расшифровала «комплиментарный символизм» растений и указала на европейскую традицию изображения в цветочном венке Мадонны. Однако не менее существенный контекст светских европейских портретов в цветочных обрамлениях до сих пор оставался за гранью внимания исследователей. Равно как и в европейском искусствознании они по сей день не рассмотрены как особая типологическая линия. В статье предложен обзор подобных портретов последней четверти XVII — начала XVIII в. На их фоне портрет Елизаветы Петровны выделяется уникальным сочетанием исключительной пышности рамы и значимости портретного образа — тонко найденное художественное решение, передающее высокий государственный и международный статус модели. Портрет сохраняет сакраментальные политические коннотации, традиционно свойственные мотиву цветочной гирлянды во фламандской и голландской живописи, обнаруживая созвучие литературе Елизаветинской эпохи, в которой обрела распространение метафора расцветшего сада, воплощающая мирное благоденствие империи. В то же время в портрете Преннера цветочная рама является аксессуаром, оттеняющим красоту модели, как это свойственно французским образцам конца XVII в. Преннер мог оценить декоративный и символический потенциал мотива цветочной рамы, помогая своему дяде Антону Преннеру в подготовке гравированного каталога венской картинной галереи императора Карла VI в поместье Сталлбург, где была целая зала с цветочными натюрмортами и картинами в цветочных обрамлениях. Сколь актуален мотив оказался при дворе российской императрицы, демонстрируют другие виды искусства (триумфальные арки, монументальная живопись, лепное убранство интерьеров, декоративно-прикладное искусство, гравюра).
KW - Г.-К. фон Преннер
KW - русское искусство XVIII века
KW - европейское искусство XVII–XVIII веков
KW - живопись
KW - Россика
KW - светский портрет в цветочном обрамлении
KW - иконография императрицы Елизаветы Петровны
UR - https://actual-art.spbu.ru/publikatsii/archive/vol-10/russian-art-in-the-18th-19th-centuries/10786.html
M3 - Article
VL - 10
SP - 206
EP - 219
JO - Актуальные проблемы теории и истории искусства
JF - Актуальные проблемы теории и истории искусства
SN - 2312-2129
ER -
ID: 71425358