«Портрет императрицы Елизаветы Петровны» Г.-К. фон Преннера — единственный в искусстве России XVIII столетия станковый светский портрет в живописной цветочной раме. Л. А. Маркина расшифровала «комплиментарный символизм» растений и указала на европейскую традицию изображения в цветочном венке Мадонны. Однако не менее существенный контекст светских европейских портретов в цветочных обрамлениях до сих пор оставался за гранью внимания исследователей. Равно как и в европейском искусствознании они по сей день не рассмотрены как особая типологическая линия. В статье предложен обзор подобных портретов последней четверти XVII — начала XVIII в. На их фоне портрет Елизаветы Петровны выделяется уникальным сочетанием исключительной пышности рамы и значимости портретного образа — тонко найденное художественное решение, передающее высокий государственный и международный статус модели. Портрет сохраняет сакраментальные политические коннотации, традиционно свойственные мотиву цветочной гирлянды во фламандской и голландской живописи, обнаруживая созвучие литературе Елизаветинской эпохи, в которой обрела распространение метафора расцветшего сада, воплощающая мирное благоденствие империи. В то же время в портрете Преннера цветочная рама является аксессуаром, оттеняющим красоту модели, как это свойственно французским образцам конца XVII в. Преннер мог оценить декоративный и символический потенциал мотива цветочной рамы, помогая своему дяде Антону Преннеру в подготовке гравированного каталога венской картинной галереи императора Карла VI в поместье Сталлбург, где была целая зала с цветочными натюрмортами и картинами в цветочных обрамлениях. Сколь актуален мотив оказался при дворе российской императрицы, демонстрируют другие виды искусства (триумфальные арки, монументальная живопись, лепное убранство интерьеров, декоративно-прикладное искусство, гравюра).