Статья раскрывает проблему противостояния таких феноменов как фашистская мораль и способность мышления. Фашистская мораль в основе своей содержит капиталистическую рациональность и является отличительной чертой тоталитарных режимов. Истоки капиталистической рациональности связаны с двумя процессами: исчезновение античного разделения на публичную и приватную сферы и экспроприация собственности. В Античности собственность была местом рождения и смерти человека, его приватным пространством. С приходом Реформации произошла экспроприация собственности, что, во-первых, разрушило дихотомию приватное/публичное, и во-вторых, положило начало капитализму. На место публичной/приватной сферы заступает социальное пространство, а вместо приватной собственности появляется социальное владение вещами. Человек отчуждается от мира и земли, в результате чего происходит переход от модуса «заботы о мире» в режим производительности труда. В Новое Время появляется «массовый» человек, атомизированный и одинокий, а с ним бессклассовое общество, империалистические тенденции и тоталитарные движения. Империализм - это проявление общемировой тенденции экспансии капитала, которая осуществляется за счет развития тоталитарных движений. Установление тоталитаризма и его интеллектуальные последствия находят описание в частном случае Эйхмана, который демонстрирует, что человек в условиях тоталитарной системы лишается главного - способности мышления. Познание с его прагматическим аспектом в противовес мышлению становится основой новоевропейской/капиталистической рациональности. Капиталистическая рациональность - это «мышление» по правилам. Через этот феномен раскрывается концепция банальности зла: люди поддерживают преступный режим потому что они привыкли жить по правилам. Если правила меняются, то человек по инерции подчиняется этим правилам. Тоталитарная система отучает человека жить своим умом, а именно, выносить собственное суждение о мире. Основа фашисткой морали состоит в том, что человек готов отнять жизнь другого, исполняя преступный приказ, и при этом отказывается нести личную ответственность за свои действия. Максима фашисткой морали такова: из двух зол выбрать наименьшее.