Идея богоизбранного василевса, который обладает неограниченной властью на земле,
проходит лейтмотивом через всю историю византийской политической мысли, но воз-
никает закономерный вопрос — когда именно эта идея оформилась в полноценную
политическую теорию, учение о механизме и функциях самого государства. На основе
сравнительного анализа трех трактатов («Поучение» диакона Агапита, «Диалог о по-
литической науке» и «О стратегии»), созданных в VI — первой трети VII вв., авторы
прослеживают изменения в содержании тезиса о василевсе-самодержце, который
наделен властью свыше и в этом подобен Богу. Следуя четкому критерию — полити-
ческая теория как учение о сущности и формах государства — авторы приходят к вы-
воду, что в эпоху Юстиниана, вопреки распространенному в историографии мнению,
в виде полноценной политической теории существовала только идея об ограничении
власти императора системой традиционных римских магистратур. Все призывы диа-
кона Агапита о небесном подобии и самодержавной власти Юстиниана, наобор