Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Субъект воспитания в Афинах IV века: идеалы и практика. / Мочалова, Ирина Николаевна.
In: ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, Vol. 20, No. 1, 2024, p. 161-179.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Субъект воспитания в Афинах IV века: идеалы и практика
AU - Мочалова, Ирина Николаевна
PY - 2024
Y1 - 2024
N2 - В статье раскрывается формирование афинской пайдейи как особого рода культуры, представляющей единство идеала и средств его достижения, формирующегося в процессе воспитания гражданина. В этом отношении учитель и ученик предстают в качестве взаимосвязанных пайдейтических субъектов, определяемых реализацией общей педагогической стратегии. В конкурентном интеллектуальном пространстве Афин на протяжении IV века до н.э. обосновываются идеалы нескольких пайдейтических стратегий, которые реализовываются и получают институциональное оформление. 1). Утилитарная и демократическая пайдейя софистов, ориентированная на массового потребителя. 2) Аристократическая пайдейя Исократа и Платона. Оба мыслителя, хотя и разными средствами, ставят своей целью воспитание политиков, задача которых заботиться о благе полиса, и добродетельных граждан, готовых на жертвы ради полиса. 3) Сократическая пайдейя Сократа – Антисфена, идеалом которой выступает самодостаточный аполитичный частный человек. 4) Аристотелевская пайдейя предлагает идеал «практической жизни», как результат осмысления предшествующих решений и достижения компромисса. Именно аристотелевская пайдейя становится наиболее востребованной в эллинистическую эпоху.
AB - В статье раскрывается формирование афинской пайдейи как особого рода культуры, представляющей единство идеала и средств его достижения, формирующегося в процессе воспитания гражданина. В этом отношении учитель и ученик предстают в качестве взаимосвязанных пайдейтических субъектов, определяемых реализацией общей педагогической стратегии. В конкурентном интеллектуальном пространстве Афин на протяжении IV века до н.э. обосновываются идеалы нескольких пайдейтических стратегий, которые реализовываются и получают институциональное оформление. 1). Утилитарная и демократическая пайдейя софистов, ориентированная на массового потребителя. 2) Аристократическая пайдейя Исократа и Платона. Оба мыслителя, хотя и разными средствами, ставят своей целью воспитание политиков, задача которых заботиться о благе полиса, и добродетельных граждан, готовых на жертвы ради полиса. 3) Сократическая пайдейя Сократа – Антисфена, идеалом которой выступает самодостаточный аполитичный частный человек. 4) Аристотелевская пайдейя предлагает идеал «практической жизни», как результат осмысления предшествующих решений и достижения компромисса. Именно аристотелевская пайдейя становится наиболее востребованной в эллинистическую эпоху.
U2 - 10.25985/PI.20.1.06
DO - 10.25985/PI.20.1.06
M3 - статья
VL - 20
SP - 161
EP - 179
JO - ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
JF - ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
SN - 2410-3047
IS - 1
ER -
ID: 132649964