DOI

В статье раскрывается формирование афинской пайдейи как особого рода культуры, представляющей единство идеала и средств его достижения, формирующегося в процессе воспитания гражданина. В этом отношении учитель и ученик предстают в качестве взаимосвязанных пайдейтических субъектов, определяемых реализацией общей педагогической стратегии. В конкурентном интеллектуальном пространстве Афин на протяжении IV века до н.э. обосновываются идеалы нескольких пайдейтических стратегий, которые реализовываются и получают институциональное оформление. 1). Утилитарная и демократическая пайдейя софистов, ориентированная на массового потребителя. 2) Аристократическая пайдейя Исократа и Платона. Оба мыслителя, хотя и разными средствами, ставят своей целью воспитание политиков, задача которых заботиться о благе полиса, и добродетельных граждан, готовых на жертвы ради полиса. 3) Сократическая пайдейя Сократа – Антисфена, идеалом которой выступает самодостаточный аполитичный частный человек. 4) Аристотелевская пайдейя предлагает идеал «практической жизни», как результат осмысления предшествующих решений и достижения компромисса. Именно аристотелевская пайдейя становится наиболее востребованной в эллинистическую эпоху.
Original languageRussian
Pages (from-to)161-179
Number of pages19
JournalПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Volume20
Issue number1
DOIs
StatePublished - 2024

ID: 132649964