Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Носорогомания в изобразительном искусстве Западной Европы XVIII века. / Клюшина, Елена Витальевна.
In: Актуальные проблемы теории и истории искусства, Vol. 8, 09.2018, p. 28-37.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Носорогомания в изобразительном искусстве Западной Европы XVIII века
AU - Клюшина, Елена Витальевна
N1 - Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. — с. 28-37.
PY - 2018/9
Y1 - 2018/9
N2 - Статья посвящена краткому исследованию иконографических особенностей образа носорога в изобразительном искусстве Западной Европы XVIII в. Вслед за Тимом Кларком автор пользуется термином «носорого-» или «риномания», который, по мнению исследователя, наиболее точно обозначает особое явление в западноевропейской культуре Нового и Новейшего времени, характеризующееся повышенным общественным интересом и, в свою очередь, художественно-эстетической востребованностью образа носорога. Коснувшись вопросов иконографического первоисточника, особенностей сложения художественного архетипа, а также способа его репрезентации крупнейшими мастерами XV-XVII вв., автор статьи переходит к анализу ключевых произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства XVIII в., наглядно демонстрирующих поэтапное развенчание мифа, созданного А. Дюрером. С учетом заявленной темы в работе подробно рассматриваются отдельные произведения Яна Ванделаара, Иоганна-Элиаса Ридингера, Жана-Батиста Удри, Пьетро Лонги и других мастеров. Их последовательность соответствует географии маршрута европейского вояжа носорога Клары, завезенной в Европу голландцами в 1741 г. и ставшей подлинной сенсацией для европейцев XVIII в. В статье также предпринята попытка найти ответ на вопрос о природе возникновения «носорогомании», видя ее источник преимущественно в изменениях экономического и, как следствие, экспозиционного порядка.
AB - Статья посвящена краткому исследованию иконографических особенностей образа носорога в изобразительном искусстве Западной Европы XVIII в. Вслед за Тимом Кларком автор пользуется термином «носорого-» или «риномания», который, по мнению исследователя, наиболее точно обозначает особое явление в западноевропейской культуре Нового и Новейшего времени, характеризующееся повышенным общественным интересом и, в свою очередь, художественно-эстетической востребованностью образа носорога. Коснувшись вопросов иконографического первоисточника, особенностей сложения художественного архетипа, а также способа его репрезентации крупнейшими мастерами XV-XVII вв., автор статьи переходит к анализу ключевых произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства XVIII в., наглядно демонстрирующих поэтапное развенчание мифа, созданного А. Дюрером. С учетом заявленной темы в работе подробно рассматриваются отдельные произведения Яна Ванделаара, Иоганна-Элиаса Ридингера, Жана-Батиста Удри, Пьетро Лонги и других мастеров. Их последовательность соответствует географии маршрута европейского вояжа носорога Клары, завезенной в Европу голландцами в 1741 г. и ставшей подлинной сенсацией для европейцев XVIII в. В статье также предпринята попытка найти ответ на вопрос о природе возникновения «носорогомании», видя ее источник преимущественно в изменениях экономического и, как следствие, экспозиционного порядка.
KW - Эпоха Просвещения
KW - анималистический жанр
KW - портрет
KW - носорог
KW - Клара
KW - Альбрехт Дюрер
KW - Жан-Батист Удри
KW - Иоганн-Элиас Ридингер
KW - Пьетро Лонги
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=36891162
UR - http://actual-art.org/files/sb/08/Klyushina.pdf
M3 - статья
VL - 8
SP - 28
EP - 37
JO - Актуальные проблемы теории и истории искусства
JF - Актуальные проблемы теории и истории искусства
SN - 2312-2129
ER -
ID: 37545941