Работа посвящена выявлению прогнозных маркеров задержки психического развития (ЗПР) у 4-летних детей для создания надежной, валидной и простой в применении шкалы предсказания вектора развития («Норма», «ЗПР»). Выборка детей 4 лет, посещающих ДОУ, состояла из 575 детей группы «Норма» и 53 ребенка группы «ЗПР». Для диагностики социального, когнитивного и моторного развития детей использовалась система тестовых заданий, состоящая из 236 пунктов. Из них в результате последовательного применения факторного и дискриминантного анализа были отобраны 20 пунктов, в наилучшей степени разделяющих группы «Норма» и «ЗПР». Эти пункты сгруппированы в шкалы – прогнозные маркеры (ПМ) ЗПР, представленные в порядке убывания их вкладов в предсказание: «Логическое суждение», «Моторика», «Общая осведомленность». В результате стандартизации разработаны тестовые нормы для этих шкал, позволяющие использовать методику как надежный и валидный диагностический инструмент дифференциации задержанного развития от нормального. Высокая точность предсказания (до 96%) свидетельствует о драматическом разрыве в уровне развития групп «Норма» и «ЗПР». Это может быть следствием запоздалой диагностики проблем развития детей в России. Разработанная методика предназначена для быстрого выявления «группы риска» с целью дальнейшей дифференциальной диагностики.
Original languageRussian
JournalПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Volume11
Issue number59
StatePublished - 2018

    Scopus subject areas

  • Psychology(all)

ID: 33199972