Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Власть и конфессия в Пфальце в середине XVI в.: спор о евхаристии в корреспонденции Фридриха III. / Бережная, Наталья Александровна.
In: Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего Нового времени, Vol. 11, 2014, p. 66 - 89.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Власть и конфессия в Пфальце в середине XVI в.: спор о евхаристии в корреспонденции Фридриха III
AU - Бережная, Наталья Александровна
PY - 2014
Y1 - 2014
N2 - В предлагаемой статье автор рассматривает реакцию пфальцского курфюрста Фридриха III на полемику вокруг евхаристии среди его теологов и при дворе, анализирует эволюцию религиозных убеждений князя, сделавшую возможным его обращение в реформатское вероисповедание. К моменту своего вступления на престол Фридрих не обнаруживал склонности ни к меланхтоновской теологии, ни к вероучениям Цвингли или Кальвина. Гейдельбергский религиозный конфликт сделал для него очевидной незавершенность лютеранской Реформации, начатой его предшественником Отто Генрихом. Стремление к единству евангелической конфессии, осознание своей ответственности за ее судьбу заставляли Фридриха делать все возможное для скорейшего разрешения евхаристического конфликта в своих владениях. Главными виновниками проблем, стоявших в середине XVI в. перед немецким протестантизмом, в глазах курфюрста становятся гнесиолютеране - как из-за личных качеств их представителей, так и по причине влияния, оказываемого на него кальвинистским окружением. Корреспонденция Фридриха III свидетельствует о нарастании в период с октября 1559 г. по апрель 1561 г. критического отношения к ортодоксальному лютеранству и самому Лютеру. В попытке оправдать перед протестантскими князьями начавшиеся в Пфальце церковные преобразования, курфюрст доходит до того, что обвиняет Лютера в «папизме», в следовании католическому догмату о причастии. Вместе с тем, Фридрих выступает защитником трирских кальвинистов, лидера которых, Каспара Олевиана, он в 1560 г. приглашает в Пфальц. Олевиан станет одним из наиболее авторитетных реформатских теологов своего времени, автором Гейдельбергского Катехизиса – первого кальвинистского Катехизиса, созданного на территории Германии. Его опубликование в 1563 г. считается официальной датой обращения Пфальца в кальвинизм.
AB - В предлагаемой статье автор рассматривает реакцию пфальцского курфюрста Фридриха III на полемику вокруг евхаристии среди его теологов и при дворе, анализирует эволюцию религиозных убеждений князя, сделавшую возможным его обращение в реформатское вероисповедание. К моменту своего вступления на престол Фридрих не обнаруживал склонности ни к меланхтоновской теологии, ни к вероучениям Цвингли или Кальвина. Гейдельбергский религиозный конфликт сделал для него очевидной незавершенность лютеранской Реформации, начатой его предшественником Отто Генрихом. Стремление к единству евангелической конфессии, осознание своей ответственности за ее судьбу заставляли Фридриха делать все возможное для скорейшего разрешения евхаристического конфликта в своих владениях. Главными виновниками проблем, стоявших в середине XVI в. перед немецким протестантизмом, в глазах курфюрста становятся гнесиолютеране - как из-за личных качеств их представителей, так и по причине влияния, оказываемого на него кальвинистским окружением. Корреспонденция Фридриха III свидетельствует о нарастании в период с октября 1559 г. по апрель 1561 г. критического отношения к ортодоксальному лютеранству и самому Лютеру. В попытке оправдать перед протестантскими князьями начавшиеся в Пфальце церковные преобразования, курфюрст доходит до того, что обвиняет Лютера в «папизме», в следовании католическому догмату о причастии. Вместе с тем, Фридрих выступает защитником трирских кальвинистов, лидера которых, Каспара Олевиана, он в 1560 г. приглашает в Пфальц. Олевиан станет одним из наиболее авторитетных реформатских теологов своего времени, автором Гейдельбергского Катехизиса – первого кальвинистского Катехизиса, созданного на территории Германии. Его опубликование в 1563 г. считается официальной датой обращения Пфальца в кальвинизм.
KW - Фридрих III Пфальцский
KW - кальвинизм
KW - Гейдельбергский религиозный конфликт
M3 - статья
VL - 11
SP - 66
EP - 89
JO - Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего Нового времени
JF - Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего Нового времени
SN - 1605-2137
ER -
ID: 49233692