Standard

Власть и конфессия в Пфальце в середине XVI в.: спор о евхаристии в корреспонденции Фридриха III. / Бережная, Наталья Александровна.

In: Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего Нового времени, Vol. 11, 2014, p. 66 - 89.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Бережная НА. Власть и конфессия в Пфальце в середине XVI в.: спор о евхаристии в корреспонденции Фридриха III. Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего Нового времени. 2014;11:66 - 89.

Author

Бережная, Наталья Александровна. / Власть и конфессия в Пфальце в середине XVI в.: спор о евхаристии в корреспонденции Фридриха III. In: Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего Нового времени. 2014 ; Vol. 11. pp. 66 - 89.

BibTeX

@article{ca5f84c72dd74f29bc515dee7201d966,
title = "Власть и конфессия в Пфальце в середине XVI в.: спор о евхаристии в корреспонденции Фридриха III",
abstract = "В предлагаемой статье автор рассматривает реакцию пфальцского курфюрста Фридриха III на полемику вокруг евхаристии среди его теологов и при дворе, анализирует эволюцию религиозных убеждений князя, сделавшую возможным его обращение в реформатское вероисповедание. К моменту своего вступления на престол Фридрих не обнаруживал склонности ни к меланхтоновской теологии, ни к вероучениям Цвингли или Кальвина. Гейдельбергский религиозный конфликт сделал для него очевидной незавершенность лютеранской Реформации, начатой его предшественником Отто Генрихом. Стремление к единству евангелической конфессии, осознание своей ответственности за ее судьбу заставляли Фридриха делать все возможное для скорейшего разрешения евхаристического конфликта в своих владениях. Главными виновниками проблем, стоявших в середине XVI в. перед немецким протестантизмом, в глазах курфюрста становятся гнесиолютеране - как из-за личных качеств их представителей, так и по причине влияния, оказываемого на него кальвинистским окружением. Корреспонденция Фридриха III свидетельствует о нарастании в период с октября 1559 г. по апрель 1561 г. критического отношения к ортодоксальному лютеранству и самому Лютеру. В попытке оправдать перед протестантскими князьями начавшиеся в Пфальце церковные преобразования, курфюрст доходит до того, что обвиняет Лютера в «папизме», в следовании католическому догмату о причастии. Вместе с тем, Фридрих выступает защитником трирских кальвинистов, лидера которых, Каспара Олевиана, он в 1560 г. приглашает в Пфальц. Олевиан станет одним из наиболее авторитетных реформатских теологов своего времени, автором Гейдельбергского Катехизиса – первого кальвинистского Катехизиса, созданного на территории Германии. Его опубликование в 1563 г. считается официальной датой обращения Пфальца в кальвинизм.",
keywords = "Фридрих III Пфальцский, кальвинизм, Гейдельбергский религиозный конфликт",
author = "Бережная, {Наталья Александровна}",
year = "2014",
language = "русский",
volume = "11",
pages = "66 -- 89",
journal = "Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего Нового времени",
issn = "1605-2137",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Власть и конфессия в Пфальце в середине XVI в.: спор о евхаристии в корреспонденции Фридриха III

AU - Бережная, Наталья Александровна

PY - 2014

Y1 - 2014

N2 - В предлагаемой статье автор рассматривает реакцию пфальцского курфюрста Фридриха III на полемику вокруг евхаристии среди его теологов и при дворе, анализирует эволюцию религиозных убеждений князя, сделавшую возможным его обращение в реформатское вероисповедание. К моменту своего вступления на престол Фридрих не обнаруживал склонности ни к меланхтоновской теологии, ни к вероучениям Цвингли или Кальвина. Гейдельбергский религиозный конфликт сделал для него очевидной незавершенность лютеранской Реформации, начатой его предшественником Отто Генрихом. Стремление к единству евангелической конфессии, осознание своей ответственности за ее судьбу заставляли Фридриха делать все возможное для скорейшего разрешения евхаристического конфликта в своих владениях. Главными виновниками проблем, стоявших в середине XVI в. перед немецким протестантизмом, в глазах курфюрста становятся гнесиолютеране - как из-за личных качеств их представителей, так и по причине влияния, оказываемого на него кальвинистским окружением. Корреспонденция Фридриха III свидетельствует о нарастании в период с октября 1559 г. по апрель 1561 г. критического отношения к ортодоксальному лютеранству и самому Лютеру. В попытке оправдать перед протестантскими князьями начавшиеся в Пфальце церковные преобразования, курфюрст доходит до того, что обвиняет Лютера в «папизме», в следовании католическому догмату о причастии. Вместе с тем, Фридрих выступает защитником трирских кальвинистов, лидера которых, Каспара Олевиана, он в 1560 г. приглашает в Пфальц. Олевиан станет одним из наиболее авторитетных реформатских теологов своего времени, автором Гейдельбергского Катехизиса – первого кальвинистского Катехизиса, созданного на территории Германии. Его опубликование в 1563 г. считается официальной датой обращения Пфальца в кальвинизм.

AB - В предлагаемой статье автор рассматривает реакцию пфальцского курфюрста Фридриха III на полемику вокруг евхаристии среди его теологов и при дворе, анализирует эволюцию религиозных убеждений князя, сделавшую возможным его обращение в реформатское вероисповедание. К моменту своего вступления на престол Фридрих не обнаруживал склонности ни к меланхтоновской теологии, ни к вероучениям Цвингли или Кальвина. Гейдельбергский религиозный конфликт сделал для него очевидной незавершенность лютеранской Реформации, начатой его предшественником Отто Генрихом. Стремление к единству евангелической конфессии, осознание своей ответственности за ее судьбу заставляли Фридриха делать все возможное для скорейшего разрешения евхаристического конфликта в своих владениях. Главными виновниками проблем, стоявших в середине XVI в. перед немецким протестантизмом, в глазах курфюрста становятся гнесиолютеране - как из-за личных качеств их представителей, так и по причине влияния, оказываемого на него кальвинистским окружением. Корреспонденция Фридриха III свидетельствует о нарастании в период с октября 1559 г. по апрель 1561 г. критического отношения к ортодоксальному лютеранству и самому Лютеру. В попытке оправдать перед протестантскими князьями начавшиеся в Пфальце церковные преобразования, курфюрст доходит до того, что обвиняет Лютера в «папизме», в следовании католическому догмату о причастии. Вместе с тем, Фридрих выступает защитником трирских кальвинистов, лидера которых, Каспара Олевиана, он в 1560 г. приглашает в Пфальц. Олевиан станет одним из наиболее авторитетных реформатских теологов своего времени, автором Гейдельбергского Катехизиса – первого кальвинистского Катехизиса, созданного на территории Германии. Его опубликование в 1563 г. считается официальной датой обращения Пфальца в кальвинизм.

KW - Фридрих III Пфальцский

KW - кальвинизм

KW - Гейдельбергский религиозный конфликт

M3 - статья

VL - 11

SP - 66

EP - 89

JO - Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего Нового времени

JF - Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего Нового времени

SN - 1605-2137

ER -

ID: 49233692