В предлагаемой статье автор рассматривает реакцию пфальцского курфюрста Фридриха III на полемику вокруг евхаристии среди его теологов и при дворе, анализирует эволюцию религиозных убеждений князя, сделавшую возможным его обращение в реформатское вероисповедание. К моменту своего вступления на престол Фридрих не обнаруживал склонности ни к меланхтоновской теологии, ни к вероучениям Цвингли или Кальвина. Гейдельбергский религиозный конфликт сделал для него очевидной незавершенность лютеранской Реформации, начатой его предшественником Отто Генрихом. Стремление к единству евангелической конфессии, осознание своей ответственности за ее судьбу заставляли Фридриха делать все возможное для скорейшего разрешения евхаристического конфликта в своих владениях. Главными виновниками проблем, стоявших в середине XVI в. перед немецким протестантизмом, в глазах курфюрста становятся гнесиолютеране - как из-за личных качеств их представителей, так и по причине влияния, оказываемого на него кальвинистским окружением. Корреспонденция Фридриха III свидетельствует о нарастании в период с октября 1559 г. по апрель 1561 г. критического отношения к ортодоксальному лютеранству и самому Лютеру. В попытке оправдать перед протестантскими князьями начавшиеся в Пфальце церковные преобразования, курфюрст доходит до того, что обвиняет Лютера в «папизме», в следовании католическому догмату о причастии. Вместе с тем, Фридрих выступает защитником трирских кальвинистов, лидера которых, Каспара Олевиана, он в 1560 г. приглашает в Пфальц. Олевиан станет одним из наиболее авторитетных реформатских теологов своего времени, автором Гейдельбергского Катехизиса – первого кальвинистского Катехизиса, созданного на территории Германии. Его опубликование в 1563 г. считается официальной датой обращения Пфальца в кальвинизм.
Original languageRussian
Pages (from-to)66 - 89
JournalПроблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего Нового времени
Volume11
StatePublished - 2014

    Scopus subject areas

  • Arts and Humanities(all)

ID: 49233692