Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Метаморфозы маньеризма в русской поэзии на рубеже XIX–XX вв.: Валерий Брюсов и Николай Гумилев. / Титаренко, Светлана Дмитриевна.
In: Studia Litterarum, Vol. 8, No. 2, 2023, p. 182-199.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Метаморфозы маньеризма в русской поэзии на рубеже XIX–XX вв.: Валерий Брюсов и Николай Гумилев
AU - Титаренко, Светлана Дмитриевна
N1 - Титаренко С.Д. Метаморфозы маньеризма в русской поэзии на рубеже XIX–XX вв.: Валерий Брюсов и Николай Гумилев // Studia Litterarum. 2023. Т. 8, № 2. С. 182–199. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-182-199
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Статья посвящена компаративному анализу принципов европейского маньеризма и неоманьеристических тенденций в поэтике русского модернизма. В основу анализа положена идея Э.Р. Курциуса о маньеризме как константном явлении европейской литературы, а также классические искусствоведческие (М. Дворжак, Э. Панофский) и современные филологические исследования, посвященные этому стилю XVI в. В центре внимания находятся стихотворения из ранних сборников стихов В.Я. Брюсова “Juvenilia” (1892–1894), “Chefs d’œuvre” (1894–1896), “Mе eum esse” (1896–1897) и книги «Жемчуга» (1910) Н.С. Гумилева. Показывается, что неоманьеризм в поэзии Брюсова и Гумилева был вызван влиянием французской культуры и стиля модерн. Он проявляется в создании условной, эстетизированной и экзотической картины мира. Поэты используют приемы театрализации в развитии сюжетов. Характерна усложненность поэтической манеры, в русле которой создаются принципы поэтики удивления, варьируются живописные картины-сцены, мотивы нарциссизма и любовной игры. Используются топосы маньеризма или раннего барокко. Это позволяет говорить об актуализации маньеристической модели мышления, которая воплощала идеи эстетического бунта против традиции
AB - Статья посвящена компаративному анализу принципов европейского маньеризма и неоманьеристических тенденций в поэтике русского модернизма. В основу анализа положена идея Э.Р. Курциуса о маньеризме как константном явлении европейской литературы, а также классические искусствоведческие (М. Дворжак, Э. Панофский) и современные филологические исследования, посвященные этому стилю XVI в. В центре внимания находятся стихотворения из ранних сборников стихов В.Я. Брюсова “Juvenilia” (1892–1894), “Chefs d’œuvre” (1894–1896), “Mе eum esse” (1896–1897) и книги «Жемчуга» (1910) Н.С. Гумилева. Показывается, что неоманьеризм в поэзии Брюсова и Гумилева был вызван влиянием французской культуры и стиля модерн. Он проявляется в создании условной, эстетизированной и экзотической картины мира. Поэты используют приемы театрализации в развитии сюжетов. Характерна усложненность поэтической манеры, в русле которой создаются принципы поэтики удивления, варьируются живописные картины-сцены, мотивы нарциссизма и любовной игры. Используются топосы маньеризма или раннего барокко. Это позволяет говорить об актуализации маньеристической модели мышления, которая воплощала идеи эстетического бунта против традиции
KW - В.Брюсов
KW - Н. Гумилев
KW - модернизм
KW - маньеризм
KW - поэтика игры
KW - переходные эпохи
UR - http://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-182-199
M3 - статья
VL - 8
SP - 182
EP - 199
JO - Studia Litterarum
JF - Studia Litterarum
SN - 2500-4247
IS - 2
ER -
ID: 105876972