Статья посвящена компаративному анализу принципов европейского
маньеризма и неоманьеристических тенденций в поэтике русского модернизма.
В основу анализа положена идея Э.Р. Курциуса о маньеризме как константном
явлении европейской литературы, а также классические искусствоведческие
(М. Дворжак, Э. Панофский) и современные филологические исследования,
посвященные этому стилю XVI в. В центре внимания находятся стихотворения
из ранних сборников стихов В.Я. Брюсова “Juvenilia” (1892–1894), “Chefs
d’œuvre” (1894–1896), “Mе eum esse” (1896–1897) и книги «Жемчуга» (1910)
Н.С. Гумилева. Показывается, что неоманьеризм в поэзии Брюсова и Гумилева
был вызван влиянием французской культуры и стиля модерн. Он проявляется
в создании условной, эстетизированной и экзотической картины мира.
Поэты используют приемы театрализации в развитии сюжетов. Характерна
усложненность поэтической манеры, в русле которой создаются принципы
поэтики удивления, варьируются живописные картины-сцены, мотивы
нарциссизма и любовной игры. Используются топосы маньеризма или раннего
барокко. Это позволяет говорить об актуализации маньеристической модели
мышления, которая воплощала идеи эстетического бунта против традиции