Standard

Конструирование фигур политического дискурса в советском кинематографе 1920-х гг. / Смирнов, Алексей Викторович; Казакова, Ирина Леонидовна.

In: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ, No. 3(32), 09.2018, p. 80-88.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{7807a8ad86584d09a75929893d8129b3,
title = "Конструирование фигур политического дискурса в советском кинематографе 1920-х гг.",
abstract = "В статье рассматриваются процессы формирования фигур политического дискурса в советском немом кинематографе 1920-х гг. Эти процессы оказали значительное влияние на формирование канонических образов революции и социалистического строительства первых послереволюционных лет, а также на формирование образного ряда социалистического реализма в кинематографе. Особое внимание уделяется неигровым фильмам, которые относительно слабо исследованы в отечественной науке. В ранних советских фильмах выделяется особая, близкая к мифологической, структура, где старорежимная и революционная стороны конфликта определяются функционально и этически. Для формирования подобного бинарного противопоставления в структуре фильма используются два основных инструмента: обобщение, с помощью которого производится номинация сторон и приписывание им соответствующих мотиваций, а также контрастный монтаж, который используется для выделения значимых характеристик противодействующих сил и их демонстрации их контраста по отношению друг к другу. С этой же целью используется сюжетное построение фильмов, основанное на контрасте между образами старого и нового общества. В рассмотренных фильмах отсутствуют также мотивы и образы, акцентирующие внимание на роли органов Советской власти и коммунистической партии в борьбе за новую жизнь, отсутствуют и персонажи, олицетворяющие руководящую роль Партии в строительстве новой, постреволюционной жизни, что резко контрастирует с более поздним каноном социалистического реализма.",
keywords = "СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ, 1920-Е ГГ., РЕВОЛЮЦИЯ, КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ДИСКУРС, киноязык, ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ, НЕИГРОВОЕ КИНО, СОВЕТСКИЙ КАНОН, АГИТАЦИОННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ, ОБРАЗЫ СССР, soviet cinema, 1920''S, CINEMA DISCOURSE, CINEMA LANGUAGE, REVOLUTION, DOCUMENTARY FILMS, NONFICTION FILMS, SOVIET CANON, AGITATIONAL CINEMA, IMAGES OF USSR",
author = "Смирнов, {Алексей Викторович} and Казакова, {Ирина Леонидовна}",
year = "2018",
month = sep,
language = "русский",
pages = "80--88",
journal = "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ",
issn = "2079-1100",
publisher = "Издательство «Эйдос»",
number = "3(32)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Конструирование фигур политического дискурса в советском кинематографе 1920-х гг.

AU - Смирнов, Алексей Викторович

AU - Казакова, Ирина Леонидовна

PY - 2018/9

Y1 - 2018/9

N2 - В статье рассматриваются процессы формирования фигур политического дискурса в советском немом кинематографе 1920-х гг. Эти процессы оказали значительное влияние на формирование канонических образов революции и социалистического строительства первых послереволюционных лет, а также на формирование образного ряда социалистического реализма в кинематографе. Особое внимание уделяется неигровым фильмам, которые относительно слабо исследованы в отечественной науке. В ранних советских фильмах выделяется особая, близкая к мифологической, структура, где старорежимная и революционная стороны конфликта определяются функционально и этически. Для формирования подобного бинарного противопоставления в структуре фильма используются два основных инструмента: обобщение, с помощью которого производится номинация сторон и приписывание им соответствующих мотиваций, а также контрастный монтаж, который используется для выделения значимых характеристик противодействующих сил и их демонстрации их контраста по отношению друг к другу. С этой же целью используется сюжетное построение фильмов, основанное на контрасте между образами старого и нового общества. В рассмотренных фильмах отсутствуют также мотивы и образы, акцентирующие внимание на роли органов Советской власти и коммунистической партии в борьбе за новую жизнь, отсутствуют и персонажи, олицетворяющие руководящую роль Партии в строительстве новой, постреволюционной жизни, что резко контрастирует с более поздним каноном социалистического реализма.

AB - В статье рассматриваются процессы формирования фигур политического дискурса в советском немом кинематографе 1920-х гг. Эти процессы оказали значительное влияние на формирование канонических образов революции и социалистического строительства первых послереволюционных лет, а также на формирование образного ряда социалистического реализма в кинематографе. Особое внимание уделяется неигровым фильмам, которые относительно слабо исследованы в отечественной науке. В ранних советских фильмах выделяется особая, близкая к мифологической, структура, где старорежимная и революционная стороны конфликта определяются функционально и этически. Для формирования подобного бинарного противопоставления в структуре фильма используются два основных инструмента: обобщение, с помощью которого производится номинация сторон и приписывание им соответствующих мотиваций, а также контрастный монтаж, который используется для выделения значимых характеристик противодействующих сил и их демонстрации их контраста по отношению друг к другу. С этой же целью используется сюжетное построение фильмов, основанное на контрасте между образами старого и нового общества. В рассмотренных фильмах отсутствуют также мотивы и образы, акцентирующие внимание на роли органов Советской власти и коммунистической партии в борьбе за новую жизнь, отсутствуют и персонажи, олицетворяющие руководящую роль Партии в строительстве новой, постреволюционной жизни, что резко контрастирует с более поздним каноном социалистического реализма.

KW - СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ, 1920-Е ГГ.

KW - РЕВОЛЮЦИЯ

KW - КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

KW - киноязык

KW - ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ

KW - НЕИГРОВОЕ КИНО

KW - СОВЕТСКИЙ КАНОН

KW - АГИТАЦИОННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ

KW - ОБРАЗЫ СССР

KW - soviet cinema

KW - 1920''S

KW - CINEMA DISCOURSE

KW - CINEMA LANGUAGE

KW - REVOLUTION

KW - DOCUMENTARY FILMS

KW - NONFICTION FILMS

KW - SOVIET CANON

KW - AGITATIONAL CINEMA

KW - IMAGES OF USSR

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36574775

M3 - статья

SP - 80

EP - 88

JO - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ

JF - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ

SN - 2079-1100

IS - 3(32)

ER -

ID: 36878688