В статье рассматриваются процессы формирования фигур политического дискурса в советском немом кинематографе 1920-х гг. Эти процессы оказали значительное влияние на формирование канонических образов революции и социалистического строительства первых послереволюционных лет, а также на формирование образного ряда социалистического реализма в кинематографе. Особое внимание уделяется неигровым фильмам, которые относительно слабо исследованы в отечественной науке. В ранних советских фильмах выделяется особая, близкая к мифологической, структура, где старорежимная и революционная стороны конфликта определяются функционально и этически. Для формирования подобного бинарного противопоставления в структуре фильма используются два основных инструмента: обобщение, с помощью которого производится номинация сторон и приписывание им соответствующих мотиваций, а также контрастный монтаж, который используется для выделения значимых характеристик противодействующих сил и их демонстрации их контраста по отношению друг к другу. С этой же целью используется сюжетное построение фильмов, основанное на контрасте между образами старого и нового общества. В рассмотренных фильмах отсутствуют также мотивы и образы, акцентирующие внимание на роли органов Советской власти и коммунистической партии в борьбе за новую жизнь, отсутствуют и персонажи, олицетворяющие руководящую роль Партии в строительстве новой, постреволюционной жизни, что резко контрастирует с более поздним каноном социалистического реализма.