Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Переходная эпоха в литературе и термин реализм (1840–1850-е гг.). / Степанов, Андрей Дмитриевич.
In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА , Vol. 19, No. 3, 09.2022, p. 497–514.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Переходная эпоха в литературе и термин реализм (1840–1850-е гг.)
AU - Степанов, Андрей Дмитриевич
N1 - Степанов А.Д. Переходная эпоха в литературе и термин реализм (1840– 1850-е гг.). Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2022, 19 (3): 497–514. https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.306
PY - 2022/9
Y1 - 2022/9
N2 - В статье излагаются основные вехи истории появления и утверждения литературного термина «реализм», который получил новое содержательное наполнение во французской литературе и критике 1840-х гг., а в 1849 г. впервые был использован в России в работе П.В.Анненкова. История термина не совпадала с историей формирования принципов реалистической эстетики. Это формирование начиналось в России в статьях В.Г.Белинского еще середины 1830-х гг., но носило ярко выраженный переходный (от романтизма к реализму) характер. Появление термина способствовало перенесению в Россию всего ассоциативного ореола «реалистической школы», как она понималась во Франции в то время. Изучение «запаздывающей авторефлексии» позволяет выдвинуть тезис об атеоретичности реализма: в отличие от предшествующего и последующего литературных направлений (романтизма и символизма), в данном случае художественная практика опережала рефлексию, полноценное осмысление приходило поздно, причем средствами самопознания оказывались не трактаты, а критические статьи о современной литературе, где понятие «реализм» служило средством журнальной полемики соперничающих литературных групп, у которых часто отсутствовала внятная программа. Те писатели, которых сегодня принято причислять к великим реалистам, не относили себя к этому направлению. «Реалистами» считались антиромантически настроенные авторы-«разночинцы», изображавшие знакомые им подробности «низкой» действительности. Закрепившийся впоследствии основополагающий тезис о социальной детерминации характеров и художественной типизации как признаке реалистического искусства оставался периферийным для авторефлексии реализма на первом этапе его развития. Все это обусловливает проблематичность концептуализации данного литературного направления, что усложняется сохраняющимся до сих пор влиянием советского литературоведения, стремившегося распространить неисторически понимаемый «реализм» на всю историю литературы и превратить его в конечную цель литературного развития. Преодолеть этот подход и вернуться к историческому осмыслению «реализма» — одна из насущных задач истории литературы.
AB - В статье излагаются основные вехи истории появления и утверждения литературного термина «реализм», который получил новое содержательное наполнение во французской литературе и критике 1840-х гг., а в 1849 г. впервые был использован в России в работе П.В.Анненкова. История термина не совпадала с историей формирования принципов реалистической эстетики. Это формирование начиналось в России в статьях В.Г.Белинского еще середины 1830-х гг., но носило ярко выраженный переходный (от романтизма к реализму) характер. Появление термина способствовало перенесению в Россию всего ассоциативного ореола «реалистической школы», как она понималась во Франции в то время. Изучение «запаздывающей авторефлексии» позволяет выдвинуть тезис об атеоретичности реализма: в отличие от предшествующего и последующего литературных направлений (романтизма и символизма), в данном случае художественная практика опережала рефлексию, полноценное осмысление приходило поздно, причем средствами самопознания оказывались не трактаты, а критические статьи о современной литературе, где понятие «реализм» служило средством журнальной полемики соперничающих литературных групп, у которых часто отсутствовала внятная программа. Те писатели, которых сегодня принято причислять к великим реалистам, не относили себя к этому направлению. «Реалистами» считались антиромантически настроенные авторы-«разночинцы», изображавшие знакомые им подробности «низкой» действительности. Закрепившийся впоследствии основополагающий тезис о социальной детерминации характеров и художественной типизации как признаке реалистического искусства оставался периферийным для авторефлексии реализма на первом этапе его развития. Все это обусловливает проблематичность концептуализации данного литературного направления, что усложняется сохраняющимся до сих пор влиянием советского литературоведения, стремившегося распространить неисторически понимаемый «реализм» на всю историю литературы и превратить его в конечную цель литературного развития. Преодолеть этот подход и вернуться к историческому осмыслению «реализма» — одна из насущных задач истории литературы.
M3 - статья
VL - 19
SP - 497
EP - 514
JO - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
JF - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
SN - 2541-9358
IS - 3
ER -
ID: 98905098