Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Article in an anthology › Research › peer-review
Становление учебно-грамматического дискурса в Германии и России 18 в. / Филиппов, К.А.; Григорьева, Л.Н.
Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете. Вып. VII : Дискурсивные аспекты языковых феноменов. ed. / С.Т. Нефедов; И.Е. Езан. СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2018. p. 73–84.Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Article in an anthology › Research › peer-review
}
TY - CHAP
T1 - Становление учебно-грамматического дискурса в Германии и России 18 в.
AU - Филиппов, К.А.
AU - Григорьева, Л.Н.
PY - 2018
Y1 - 2018
N2 - В статье речь идет о формировании учебно-грамматического дискурса в эпоху Просвещения в Германии и России XVIII века, анализируемого на примере немецких и русских грамматических трудов, написанных И. К. Готшедом, И. К. Аделунгом и М. В. Ломоносовым. Сопоставительное изучение подобного дискурса в диахронии способствует выявлению черт сходства и отличий, а так же установлению фактов взаимовлияния и взаимообусловленности. В процессе исследования была выявлена роль указанных ученых в становлении учебно-грамматического дискурса и обнаружена тесная связь между научными и дидактическими вопросами; установлены факты, свидетельствующие о том, что они были знакомы с трудами друг друга. Проведенное исследование позволило также отметить сходство между разработанными данными учеными принципами образования. Среди этих принципов можно выделить такие, как просвещение широких слоев населения, роль школы, значимость изучения родного языка, развитие методики преподавания. Далее в статье предпринимается сопоставительный анализ предисловий трех авторов с точки зрения целевой группы адресатов и основных целей анализируемых грамматических сочинений. В заключении объясняется важность изучения грамматических трудов XVIII века.
AB - В статье речь идет о формировании учебно-грамматического дискурса в эпоху Просвещения в Германии и России XVIII века, анализируемого на примере немецких и русских грамматических трудов, написанных И. К. Готшедом, И. К. Аделунгом и М. В. Ломоносовым. Сопоставительное изучение подобного дискурса в диахронии способствует выявлению черт сходства и отличий, а так же установлению фактов взаимовлияния и взаимообусловленности. В процессе исследования была выявлена роль указанных ученых в становлении учебно-грамматического дискурса и обнаружена тесная связь между научными и дидактическими вопросами; установлены факты, свидетельствующие о том, что они были знакомы с трудами друг друга. Проведенное исследование позволило также отметить сходство между разработанными данными учеными принципами образования. Среди этих принципов можно выделить такие, как просвещение широких слоев населения, роль школы, значимость изучения родного языка, развитие методики преподавания. Далее в статье предпринимается сопоставительный анализ предисловий трех авторов с точки зрения целевой группы адресатов и основных целей анализируемых грамматических сочинений. В заключении объясняется важность изучения грамматических трудов XVIII века.
KW - ИСТОРИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ НАУКИ
KW - ГРАММАТИКИ XVIII ВЕКА
KW - УЧЕБНО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
KW - И. К. ГОТШЕД
KW - И. К. АДЕЛУНГ
KW - М. В. Ломоносов
KW - ФОРМИРОВАНИЕ НЕМЕЦКОГО И РУССКОГО ГРАММАТИЧЕСКОГО МЕТАЯЗЫКА
KW - HISTORY OF GRAMMAR
KW - GRAMMAR BOOKS IN XVIII CENTURY
KW - EDUCATIONAL GRAMMAR DISCOURSE
KW - J. K. GOTSCHED
KW - J. K. ADELUNG
KW - M. V. Lomonosov
KW - DEVELOPMENT OF GERMAN AND RUSSIAN GRAMMAR TERMINOLOGY
UR - https://www.publishing.spbu.ru/catalog/nauchnye-izdaniya/_vii_/
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34862528
M3 - статья в сборнике
SP - 73
EP - 84
BT - Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете. Вып. VII
A2 - Нефедов, С.Т.
A2 - Езан, И.Е.
PB - Издательство Санкт-Петербургского университета
CY - СПб.
ER -
ID: 39997094