Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference contribution › Research › peer-review
Истоки иконографии онокентавра со змеем в английских бестиариях XII–XIII веков. / Степаненко, Эрик Сергеевич.
Аспирантский сборник. Вып. 14. Сборник статей по материалам Международного форума молодых исследователей искусства «Научная Весна-2024». ed. / Н. Мостицкая. Москва, 2025. p. 223–232.Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference contribution › Research › peer-review
}
TY - GEN
T1 - Истоки иконографии онокентавра со змеем в английских бестиариях XII–XIII веков
AU - Степаненко, Эрик Сергеевич
N1 - Степаненко Э.С. Истоки иконографии онокентавра со змеем в английских бестиариях XII–XIII веков // Аспирантский сборник. Вып. 14. Сборник статей по материалам Международного форума молодых исследователей искусства «Научная Весна-2024» / ред.-сост. Н.Д. Мостицкая. М.: Государственный институт искусствознания, 2025. C. 223–232.
PY - 2025
Y1 - 2025
N2 - В статье исследуется иконография онокентавра со змеем в английских бестиариях 1170-1260-х годов. Цель исследования -- выявить истоки этого редкого иконографического подтипа онокентавра. Выдвигаются три гипотезы происхождения модуля в виде змея. Согласно символической гипотезе, змей как амбивалентный символ усиливает двойственность онокентавра как существа гибридной природы. Гипотеза визуальной метафоры основывается на тексте бестиария, где онокентавру уподобляются люди, описанные как «bilingues». «Bilinguis» можно перевести как «двуязычный», «имеющий два языка» и «лицемерный». Следовательно, имеющий раздвоенный язык змей может выступать визуальной метафорой душевной двойственности. Астрологическая гипотеза связывает появление змея на миниатюрах с онокентаврами с влиянием иконографии созвездия Кентавра в английских «Аратеях». В статье подчёркивается, что могут быть верны и все три гипотезы. В таком случае первые две объясняют сложение символической составляющей изображения, а третья - иконографической.
AB - В статье исследуется иконография онокентавра со змеем в английских бестиариях 1170-1260-х годов. Цель исследования -- выявить истоки этого редкого иконографического подтипа онокентавра. Выдвигаются три гипотезы происхождения модуля в виде змея. Согласно символической гипотезе, змей как амбивалентный символ усиливает двойственность онокентавра как существа гибридной природы. Гипотеза визуальной метафоры основывается на тексте бестиария, где онокентавру уподобляются люди, описанные как «bilingues». «Bilinguis» можно перевести как «двуязычный», «имеющий два языка» и «лицемерный». Следовательно, имеющий раздвоенный язык змей может выступать визуальной метафорой душевной двойственности. Астрологическая гипотеза связывает появление змея на миниатюрах с онокентаврами с влиянием иконографии созвездия Кентавра в английских «Аратеях». В статье подчёркивается, что могут быть верны и все три гипотезы. В таком случае первые две объясняют сложение символической составляющей изображения, а третья - иконографической.
M3 - статья в сборнике материалов конференции
SN - 978-5-98287-231-9
SP - 223
EP - 232
BT - Аспирантский сборник. Вып. 14. Сборник статей по материалам Международного форума молодых исследователей искусства «Научная Весна-2024»
A2 - Мостицкая, Н.
CY - Москва
T2 - Научная весна 2024
Y2 - 16 May 2024
ER -
ID: 140259716