Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{43c0cb709e584e27a0eafba54a96f443,
title = "Великий князь Николай Павлович — карикатурист: кто такой “Ouf” на шарже из коллекции его рисунков библиотеки Зимнего дворца",
abstract = "Одной из сфер активной деятельности императора Николая I являлась его политика по отношению к культуре и искусству, которая в литературе как правило характеризовалась в традиционных тонах «непросвещенного» абсолютизма. Xарактеристика личности Николая Павловича и его отношения к искусству не может быть полной без изучения собственноручных рисунков, отложившихся в архивохранилищах, прежде всего в Государственном архиве Российской Федерации. Они свидетельствуют о высоком уровне его профессионализма как художника-графика и карикатуриста. Изучение собрания рисунков Николая Павловича только начато специалистами, и одной из проблем является атрибуция исторических персонажей, запечатленных высочайшим автором и обычно не имеющих точных имен или зашифрованных. Параллельное изучение письменных (в частности, «Записных книжек» великого князя Николая Павловича) и изобразительных источников позволяет сделать аргументированные выводы. Как установили М. В. Сидорова, М. Н. Силаева и А. А. Литвин, одним из героев рисунков Николая I с авторскими подписями “Ouf” («Уф») и «Офицер Резервного корпуса» на шарже из коллекции рисунков библиотеки Зимнего дворца (ныне в ГА РФ) является командир гвардейского корпуса граф Федор Петрович Уваров (1769-1824). Критическое отношение к нему Николая Павловича определялось участием его в дворцовом перевороте 11 марта 1801 г., а также служебными трениями Николая Павловича как командира бригады с корпусным командиром. Проанализированный материал позволяет уточнить количество рисунков-шаржей, посвященных Уварову, созданных, скорее всего, 29 сентября (11 октября) — 4 (16) октября 1822 г., а также сделать вывод, что Николай Павлович был талантливым рисовальщиком, сумевшим в карандашных рисунках сатирического характера выразить свое неоднозначное отношение к натуре и подняться до способности художественного обобщения.",
keywords = "Николай Первый, карикатурист, карандашные рисунки, портрет, Федор Петрович Уваров, материал для атрибуции, Янош Ромбауэр, Дж. Доу, Франческо Вендрамини",
author = "Выскочков, {Леонид Владимирович} and Шелаева, {Алла Александровна}",
note = "Выскочков Л. В., Шелаева А. А. Великий князь Николай Павлович — карикатурист: кто такой “Ouf” на шарже из коллекции его рисунков библиотеки Зимнего дворца // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 291–300. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-3-27",
year = "2018",
month = nov,
doi = "http://dx.doi.org/10.18688/aa188-3-27",
language = "русский",
volume = "8",
pages = "291–300",
journal = "Актуальные проблемы теории и истории искусства",
issn = "2312-2129",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Великий князь Николай Павлович — карикатурист: кто такой “Ouf” на шарже из коллекции его рисунков библиотеки Зимнего дворца

AU - Выскочков, Леонид Владимирович

AU - Шелаева, Алла Александровна

N1 - Выскочков Л. В., Шелаева А. А. Великий князь Николай Павлович — карикатурист: кто такой “Ouf” на шарже из коллекции его рисунков библиотеки Зимнего дворца // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 291–300. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-3-27

PY - 2018/11

Y1 - 2018/11

N2 - Одной из сфер активной деятельности императора Николая I являлась его политика по отношению к культуре и искусству, которая в литературе как правило характеризовалась в традиционных тонах «непросвещенного» абсолютизма. Xарактеристика личности Николая Павловича и его отношения к искусству не может быть полной без изучения собственноручных рисунков, отложившихся в архивохранилищах, прежде всего в Государственном архиве Российской Федерации. Они свидетельствуют о высоком уровне его профессионализма как художника-графика и карикатуриста. Изучение собрания рисунков Николая Павловича только начато специалистами, и одной из проблем является атрибуция исторических персонажей, запечатленных высочайшим автором и обычно не имеющих точных имен или зашифрованных. Параллельное изучение письменных (в частности, «Записных книжек» великого князя Николая Павловича) и изобразительных источников позволяет сделать аргументированные выводы. Как установили М. В. Сидорова, М. Н. Силаева и А. А. Литвин, одним из героев рисунков Николая I с авторскими подписями “Ouf” («Уф») и «Офицер Резервного корпуса» на шарже из коллекции рисунков библиотеки Зимнего дворца (ныне в ГА РФ) является командир гвардейского корпуса граф Федор Петрович Уваров (1769-1824). Критическое отношение к нему Николая Павловича определялось участием его в дворцовом перевороте 11 марта 1801 г., а также служебными трениями Николая Павловича как командира бригады с корпусным командиром. Проанализированный материал позволяет уточнить количество рисунков-шаржей, посвященных Уварову, созданных, скорее всего, 29 сентября (11 октября) — 4 (16) октября 1822 г., а также сделать вывод, что Николай Павлович был талантливым рисовальщиком, сумевшим в карандашных рисунках сатирического характера выразить свое неоднозначное отношение к натуре и подняться до способности художественного обобщения.

AB - Одной из сфер активной деятельности императора Николая I являлась его политика по отношению к культуре и искусству, которая в литературе как правило характеризовалась в традиционных тонах «непросвещенного» абсолютизма. Xарактеристика личности Николая Павловича и его отношения к искусству не может быть полной без изучения собственноручных рисунков, отложившихся в архивохранилищах, прежде всего в Государственном архиве Российской Федерации. Они свидетельствуют о высоком уровне его профессионализма как художника-графика и карикатуриста. Изучение собрания рисунков Николая Павловича только начато специалистами, и одной из проблем является атрибуция исторических персонажей, запечатленных высочайшим автором и обычно не имеющих точных имен или зашифрованных. Параллельное изучение письменных (в частности, «Записных книжек» великого князя Николая Павловича) и изобразительных источников позволяет сделать аргументированные выводы. Как установили М. В. Сидорова, М. Н. Силаева и А. А. Литвин, одним из героев рисунков Николая I с авторскими подписями “Ouf” («Уф») и «Офицер Резервного корпуса» на шарже из коллекции рисунков библиотеки Зимнего дворца (ныне в ГА РФ) является командир гвардейского корпуса граф Федор Петрович Уваров (1769-1824). Критическое отношение к нему Николая Павловича определялось участием его в дворцовом перевороте 11 марта 1801 г., а также служебными трениями Николая Павловича как командира бригады с корпусным командиром. Проанализированный материал позволяет уточнить количество рисунков-шаржей, посвященных Уварову, созданных, скорее всего, 29 сентября (11 октября) — 4 (16) октября 1822 г., а также сделать вывод, что Николай Павлович был талантливым рисовальщиком, сумевшим в карандашных рисунках сатирического характера выразить свое неоднозначное отношение к натуре и подняться до способности художественного обобщения.

KW - Николай Первый, карикатурист, карандашные рисунки, портрет, Федор Петрович Уваров, материал для атрибуции, Янош Ромбауэр, Дж. Доу, Франческо Вендрамини

U2 - http://dx.doi.org/10.18688/aa188-3-27

DO - http://dx.doi.org/10.18688/aa188-3-27

M3 - статья

VL - 8

SP - 291

EP - 300

JO - Актуальные проблемы теории и истории искусства

JF - Актуальные проблемы теории и истории искусства

SN - 2312-2129

ER -

ID: 36203041