Аутизм определяется как сложная нервно-психическая патология с разнообразными индивидуализированными нарушениями в коммуникативной, поведенческой и эмоцио-нальной сферах. Количество детей с данной формой дизонтогенеза во всем мире не-уклонно растет, что обусловливает научно-практический интерес к дифференциальной диагностике прогрессирующих с раннего возраста проявлений аутизма на фоне активи-зации социального взаимодействия таких детей с окружающими людьми. В продолжающемся более пяти лет исследовании разрабатывалась и применялась «Ан-кета маркеров аутизма», включающая в данном исследовании 330 потенциальных при-знаков риска возникновения прогредиентного расстройства аутистического спектра (РАС). В группу обследованных (N = 504) включены дети 5–6 лет: с нормотипичным развити-ем (N = 78), аутизмом (N = 374) и задержкой психического развития (N = 52). Учитыва-лись половые различия детей: 354 мальчиков и 150 девочек. В процессе моделирования симптоматической структуры полиморфного аутистического расстройства применялся эксплораторный и конфирматорный факторный анализ, в том числе межгрупповой – моделирование структурными уравнениями и логистическая регрессия. Выявлена 8-факторная структура симптомов, устойчивость которой подтверждена для разных частей выборки детей с РАС, различающихся по полу и возрасту. Эти 8 первич-ных факторов образуют 3 группы относительно самостоятельных, но взаимосвязанных симптомов (вторичных факторов): 1) коммуникативные нарушения (факторы «эмпатия», «понимание речи», «эмоции»); 2) сенсорная дезинтеграция (факторы «сенсорика», «настойчивость на одинаковости», «эхолалия»); 3) нарушение праксиса (факторы «ги-перактивность / расторможенность», «моторика»). Логистическая регрессия подтвердила достаточно высокую (88,5%) прогностическую точность 8-факторной модели (чувствительность 89,3%, специфичность 86,2%).