Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Возрастные изменения симптомов расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста (1 - 7 лет). / Пахомова, Екатерина; Наследов, Андрей Дмитриевич; Ткачева, Любовь Олеговна; Мирошников, С. А.
In: Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология , Vol. 16, No. 1, 2026.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Возрастные изменения симптомов расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста (1 - 7 лет)
AU - Пахомова, Екатерина
AU - Наследов, Андрей Дмитриевич
AU - Ткачева, Любовь Олеговна
AU - Мирошников, С. А.
N1 - Возрастное проявление симптомов расстройств аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте представляется важным, поскольку знание о них позволяет выбирать наилучшие методы вмешательства. Были собраны данные на 242 ребенка 1-2 полных лет (131 - РАС, 84 - Норма, 27 - ЗПР). Эти данные были объединены с ранее полученными данными по 3-7 летним детям, относящимся к тем же 3 группам (суммарно 1749 детей). Применив эксплораторный и конфирматорный факторный анализ мы получили 3-факторную модель симптомов РАС для детей 1-2 лет, состоящую из 3 факторов-шкал: нарушение коммуникации, сенсорная дезинтеграция и гиперактивность. Структура модели и ее эквивалентность были подтверждены для детей 1-2 лет и 3-7 лет. Три выявленных симптома сопровождают детей с РАС на протяжении всего дошкольного возраста. Было выявлено, что гиперактивность — это общий симптом, присущий детям 1-2 лет как с РАС, так и с задержкой психического развития (ЗПР). Было установлено, что у детей 1-2 лет наиболее выраженными симптомами РАС являются нарушения коммуникации и гиперактивность; у детей 3-5 лет — сенсорная дезинтеграция, а у детей 6-7 лет по сравнению с детьми 3-5 лет повышается гиперактивность и уменьшаются сенсорные нарушения. Было также обнаружено, что гиперактивность выше у мальчиков независимо от возраста; у мальчиков в возрасте 1-2 лет коммуникативные нарушения выше, чем у девочек, а в возрасте 3-7 лет, наоборот, проблемы с общением чаще возникают у девочек. Выявленные закономерности в проявлении симптомов РАС обусловлены особенностями развития нервной системы, подвержены возрастному влиянию и половым различиям и зависят от нейрофизиологических, поведенческих и средовых факторов. Учет этих закономерностей позволит улучшить методы вмешательства и создать индивидуализированные программы развития для дошкольника с РАС.
PY - 2025/11/20
Y1 - 2025/11/20
N2 - Возрастное проявление симптомов расстройств аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте представляется важным, поскольку знание о них позволяет выбирать наилучшие методы вмешательства. Были собраны данные на 242 ребенка 1-2 полных лет (131 - РАС, 84 - Норма, 27 - ЗПР). Эти данные были объединены с ранее полученными данными по 3-7 летним детям, относящимся к тем же 3 группам (суммарно 1749 детей). Применив эксплораторный и конфирматорный факторный анализ мы получили 3-факторную модель симптомов РАС для детей 1-2 лет, состоящую из 3 факторов-шкал: нарушение коммуникации, сенсорная дезинтеграция и гиперактивность. Структура модели и ее эквивалентность были подтверждены для детей 1-2 лет и 3-7 лет. Три выявленных симптома сопровождают детей с РАС на протяжении всего дошкольного возраста. Было выявлено, что гиперактивность — это общий симптом, присущий детям 1-2 лет как с РАС, так и с задержкой психического развития (ЗПР). Было установлено, что у детей 1-2 лет наиболее выраженными симптомами РАС являются нарушения коммуникации и гиперактивность; у детей 3-5 лет — сенсорная дезинтеграция, а у детей 6-7 лет по сравнению с детьми 3-5 лет повышается гиперактивность и уменьшаются сенсорные нарушения. Было также обнаружено, что гиперактивность выше у мальчиков независимо от возраста; у мальчиков в возрасте 1-2 лет коммуникативные нарушения выше, чем у девочек, а в возрасте 3-7 лет, наоборот, проблемы с общением чаще возникают у девочек. Выявленные закономерности в проявлении симптомов РАС обусловлены особенностями развития нервной системы, подвержены возрастному влиянию и половым различиям и зависят от нейрофизиологических, поведенческих и средовых факторов. Учет этих закономерностей позволит улучшить методы вмешательства и создать индивидуализированные программы развития для дошкольника с РАС.
AB - Возрастное проявление симптомов расстройств аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте представляется важным, поскольку знание о них позволяет выбирать наилучшие методы вмешательства. Были собраны данные на 242 ребенка 1-2 полных лет (131 - РАС, 84 - Норма, 27 - ЗПР). Эти данные были объединены с ранее полученными данными по 3-7 летним детям, относящимся к тем же 3 группам (суммарно 1749 детей). Применив эксплораторный и конфирматорный факторный анализ мы получили 3-факторную модель симптомов РАС для детей 1-2 лет, состоящую из 3 факторов-шкал: нарушение коммуникации, сенсорная дезинтеграция и гиперактивность. Структура модели и ее эквивалентность были подтверждены для детей 1-2 лет и 3-7 лет. Три выявленных симптома сопровождают детей с РАС на протяжении всего дошкольного возраста. Было выявлено, что гиперактивность — это общий симптом, присущий детям 1-2 лет как с РАС, так и с задержкой психического развития (ЗПР). Было установлено, что у детей 1-2 лет наиболее выраженными симптомами РАС являются нарушения коммуникации и гиперактивность; у детей 3-5 лет — сенсорная дезинтеграция, а у детей 6-7 лет по сравнению с детьми 3-5 лет повышается гиперактивность и уменьшаются сенсорные нарушения. Было также обнаружено, что гиперактивность выше у мальчиков независимо от возраста; у мальчиков в возрасте 1-2 лет коммуникативные нарушения выше, чем у девочек, а в возрасте 3-7 лет, наоборот, проблемы с общением чаще возникают у девочек. Выявленные закономерности в проявлении симптомов РАС обусловлены особенностями развития нервной системы, подвержены возрастному влиянию и половым различиям и зависят от нейрофизиологических, поведенческих и средовых факторов. Учет этих закономерностей позволит улучшить методы вмешательства и создать индивидуализированные программы развития для дошкольника с РАС.
KW - симптомы аутизма, дошкольники, факторная структура аутизма, возрастные изменения, коммуникативные нарушения, сенсорные нарушения, гиперактивность
M3 - статья
VL - 16
JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
SN - 2658-3607
IS - 1
ER -
ID: 144638376