Standard

Возрастные изменения симптомов расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста (1 - 7 лет). / Пахомова, Екатерина; Наследов, Андрей Дмитриевич; Ткачева, Любовь Олеговна; Мирошников, С. А.

In: Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология , Vol. 16, No. 1, 2026.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{722f427c8d49457cafc56cd2da878f7f,
title = "Возрастные изменения симптомов расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста (1 - 7 лет)",
abstract = "Возрастное проявление симптомов расстройств аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте представляется важным, поскольку знание о них позволяет выбирать наилучшие методы вмешательства. Были собраны данные на 242 ребенка 1-2 полных лет (131 - РАС, 84 - Норма, 27 - ЗПР). Эти данные были объединены с ранее полученными данными по 3-7 летним детям, относящимся к тем же 3 группам (суммарно 1749 детей). Применив эксплораторный и конфирматорный факторный анализ мы получили 3-факторную модель симптомов РАС для детей 1-2 лет, состоящую из 3 факторов-шкал: нарушение коммуникации, сенсорная дезинтеграция и гиперактивность. Структура модели и ее эквивалентность были подтверждены для детей 1-2 лет и 3-7 лет. Три выявленных симптома сопровождают детей с РАС на протяжении всего дошкольного возраста. Было выявлено, что гиперактивность — это общий симптом, присущий детям 1-2 лет как с РАС, так и с задержкой психического развития (ЗПР). Было установлено, что у детей 1-2 лет наиболее выраженными симптомами РАС являются нарушения коммуникации и гиперактивность; у детей 3-5 лет — сенсорная дезинтеграция, а у детей 6-7 лет по сравнению с детьми 3-5 лет повышается гиперактивность и уменьшаются сенсорные нарушения. Было также обнаружено, что гиперактивность выше у мальчиков независимо от возраста; у мальчиков в возрасте 1-2 лет коммуникативные нарушения выше, чем у девочек, а в возрасте 3-7 лет, наоборот, проблемы с общением чаще возникают у девочек. Выявленные закономерности в проявлении симптомов РАС обусловлены особенностями развития нервной системы, подвержены возрастному влиянию и половым различиям и зависят от нейрофизиологических, поведенческих и средовых факторов. Учет этих закономерностей позволит улучшить методы вмешательства и создать индивидуализированные программы развития для дошкольника с РАС.",
keywords = "симптомы аутизма, дошкольники, факторная структура аутизма, возрастные изменения, коммуникативные нарушения, сенсорные нарушения, гиперактивность",
author = "Екатерина Пахомова and Наследов, {Андрей Дмитриевич} and Ткачева, {Любовь Олеговна} and Мирошников, {С. А.}",
note = "Возрастное проявление симптомов расстройств аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте представляется важным, поскольку знание о них позволяет выбирать наилучшие методы вмешательства. Были собраны данные на 242 ребенка 1-2 полных лет (131 - РАС, 84 - Норма, 27 - ЗПР). Эти данные были объединены с ранее полученными данными по 3-7 летним детям, относящимся к тем же 3 группам (суммарно 1749 детей). Применив эксплораторный и конфирматорный факторный анализ мы получили 3-факторную модель симптомов РАС для детей 1-2 лет, состоящую из 3 факторов-шкал: нарушение коммуникации, сенсорная дезинтеграция и гиперактивность. Структура модели и ее эквивалентность были подтверждены для детей 1-2 лет и 3-7 лет. Три выявленных симптома сопровождают детей с РАС на протяжении всего дошкольного возраста. Было выявлено, что гиперактивность — это общий симптом, присущий детям 1-2 лет как с РАС, так и с задержкой психического развития (ЗПР). Было установлено, что у детей 1-2 лет наиболее выраженными симптомами РАС являются нарушения коммуникации и гиперактивность; у детей 3-5 лет — сенсорная дезинтеграция, а у детей 6-7 лет по сравнению с детьми 3-5 лет повышается гиперактивность и уменьшаются сенсорные нарушения. Было также обнаружено, что гиперактивность выше у мальчиков независимо от возраста; у мальчиков в возрасте 1-2 лет коммуникативные нарушения выше, чем у девочек, а в возрасте 3-7 лет, наоборот, проблемы с общением чаще возникают у девочек. Выявленные закономерности в проявлении симптомов РАС обусловлены особенностями развития нервной системы, подвержены возрастному влиянию и половым различиям и зависят от нейрофизиологических, поведенческих и средовых факторов. Учет этих закономерностей позволит улучшить методы вмешательства и создать индивидуализированные программы развития для дошкольника с РАС.",
year = "2025",
month = nov,
day = "20",
language = "русский",
volume = "16",
journal = "Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология ",
issn = "2658-3607",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Возрастные изменения симптомов расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста (1 - 7 лет)

AU - Пахомова, Екатерина

AU - Наследов, Андрей Дмитриевич

AU - Ткачева, Любовь Олеговна

AU - Мирошников, С. А.

N1 - Возрастное проявление симптомов расстройств аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте представляется важным, поскольку знание о них позволяет выбирать наилучшие методы вмешательства. Были собраны данные на 242 ребенка 1-2 полных лет (131 - РАС, 84 - Норма, 27 - ЗПР). Эти данные были объединены с ранее полученными данными по 3-7 летним детям, относящимся к тем же 3 группам (суммарно 1749 детей). Применив эксплораторный и конфирматорный факторный анализ мы получили 3-факторную модель симптомов РАС для детей 1-2 лет, состоящую из 3 факторов-шкал: нарушение коммуникации, сенсорная дезинтеграция и гиперактивность. Структура модели и ее эквивалентность были подтверждены для детей 1-2 лет и 3-7 лет. Три выявленных симптома сопровождают детей с РАС на протяжении всего дошкольного возраста. Было выявлено, что гиперактивность — это общий симптом, присущий детям 1-2 лет как с РАС, так и с задержкой психического развития (ЗПР). Было установлено, что у детей 1-2 лет наиболее выраженными симптомами РАС являются нарушения коммуникации и гиперактивность; у детей 3-5 лет — сенсорная дезинтеграция, а у детей 6-7 лет по сравнению с детьми 3-5 лет повышается гиперактивность и уменьшаются сенсорные нарушения. Было также обнаружено, что гиперактивность выше у мальчиков независимо от возраста; у мальчиков в возрасте 1-2 лет коммуникативные нарушения выше, чем у девочек, а в возрасте 3-7 лет, наоборот, проблемы с общением чаще возникают у девочек. Выявленные закономерности в проявлении симптомов РАС обусловлены особенностями развития нервной системы, подвержены возрастному влиянию и половым различиям и зависят от нейрофизиологических, поведенческих и средовых факторов. Учет этих закономерностей позволит улучшить методы вмешательства и создать индивидуализированные программы развития для дошкольника с РАС.

PY - 2025/11/20

Y1 - 2025/11/20

N2 - Возрастное проявление симптомов расстройств аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте представляется важным, поскольку знание о них позволяет выбирать наилучшие методы вмешательства. Были собраны данные на 242 ребенка 1-2 полных лет (131 - РАС, 84 - Норма, 27 - ЗПР). Эти данные были объединены с ранее полученными данными по 3-7 летним детям, относящимся к тем же 3 группам (суммарно 1749 детей). Применив эксплораторный и конфирматорный факторный анализ мы получили 3-факторную модель симптомов РАС для детей 1-2 лет, состоящую из 3 факторов-шкал: нарушение коммуникации, сенсорная дезинтеграция и гиперактивность. Структура модели и ее эквивалентность были подтверждены для детей 1-2 лет и 3-7 лет. Три выявленных симптома сопровождают детей с РАС на протяжении всего дошкольного возраста. Было выявлено, что гиперактивность — это общий симптом, присущий детям 1-2 лет как с РАС, так и с задержкой психического развития (ЗПР). Было установлено, что у детей 1-2 лет наиболее выраженными симптомами РАС являются нарушения коммуникации и гиперактивность; у детей 3-5 лет — сенсорная дезинтеграция, а у детей 6-7 лет по сравнению с детьми 3-5 лет повышается гиперактивность и уменьшаются сенсорные нарушения. Было также обнаружено, что гиперактивность выше у мальчиков независимо от возраста; у мальчиков в возрасте 1-2 лет коммуникативные нарушения выше, чем у девочек, а в возрасте 3-7 лет, наоборот, проблемы с общением чаще возникают у девочек. Выявленные закономерности в проявлении симптомов РАС обусловлены особенностями развития нервной системы, подвержены возрастному влиянию и половым различиям и зависят от нейрофизиологических, поведенческих и средовых факторов. Учет этих закономерностей позволит улучшить методы вмешательства и создать индивидуализированные программы развития для дошкольника с РАС.

AB - Возрастное проявление симптомов расстройств аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте представляется важным, поскольку знание о них позволяет выбирать наилучшие методы вмешательства. Были собраны данные на 242 ребенка 1-2 полных лет (131 - РАС, 84 - Норма, 27 - ЗПР). Эти данные были объединены с ранее полученными данными по 3-7 летним детям, относящимся к тем же 3 группам (суммарно 1749 детей). Применив эксплораторный и конфирматорный факторный анализ мы получили 3-факторную модель симптомов РАС для детей 1-2 лет, состоящую из 3 факторов-шкал: нарушение коммуникации, сенсорная дезинтеграция и гиперактивность. Структура модели и ее эквивалентность были подтверждены для детей 1-2 лет и 3-7 лет. Три выявленных симптома сопровождают детей с РАС на протяжении всего дошкольного возраста. Было выявлено, что гиперактивность — это общий симптом, присущий детям 1-2 лет как с РАС, так и с задержкой психического развития (ЗПР). Было установлено, что у детей 1-2 лет наиболее выраженными симптомами РАС являются нарушения коммуникации и гиперактивность; у детей 3-5 лет — сенсорная дезинтеграция, а у детей 6-7 лет по сравнению с детьми 3-5 лет повышается гиперактивность и уменьшаются сенсорные нарушения. Было также обнаружено, что гиперактивность выше у мальчиков независимо от возраста; у мальчиков в возрасте 1-2 лет коммуникативные нарушения выше, чем у девочек, а в возрасте 3-7 лет, наоборот, проблемы с общением чаще возникают у девочек. Выявленные закономерности в проявлении симптомов РАС обусловлены особенностями развития нервной системы, подвержены возрастному влиянию и половым различиям и зависят от нейрофизиологических, поведенческих и средовых факторов. Учет этих закономерностей позволит улучшить методы вмешательства и создать индивидуализированные программы развития для дошкольника с РАС.

KW - симптомы аутизма, дошкольники, факторная структура аутизма, возрастные изменения, коммуникативные нарушения, сенсорные нарушения, гиперактивность

M3 - статья

VL - 16

JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

SN - 2658-3607

IS - 1

ER -

ID: 144638376