В статье рассмотрена система театрально-драматургических стратегий П. Клоделя, обеспечивающая взаимодействие элементов сценической речи с фрагментами сценической музыки Д. Мийо в проекте постановки мистерии «Благая весть Марии» 1929–1932 годов.
Автор статьи опирается на принципы научной методологии, актуальные для междисциплинарных исследований в гуманитарной сфере. Сочетание аспектов искусствоведения, культурологии, филологии, драматического искусства формирует новое качество знания о клоделевских театрально-драматургических стратегиях сценической речи, а также о функциях сценической музыки в мистериальной драме ХХ века. Прослеживается театрально-драматическая перспектива и эволюция идей Клоделя на фоне нового этапа развития французского символизма 1900-х годов. Отмечается претворение Клоделем фундаментальных основ христианства (католицизм) в названной мистерии и других пьесах рассматриваемого периода.
Определены основные аспекты учения о сценической речи Клоделя, представленные в виде системы авторских театрально-драматургических стратегий. Рассмотрены принципы взаимодействия элементов сценической речи и сценической музыки. Автор статьи анализирует применение Клоделем в «Благой вести Марии» следующих видов стратегий: «параллельная музыка», «музыка в зарождающемся состоянии» и «вербальная музыка» («opéra de parole»). Рассмотрена стратегия перехода в область звукового языка Клоделя и обнаружения принципов драматургии звука. Сделаны следующие выводы. Клоделевский принцип систематизации новых форм сценической речи возникает на основе дифференциации ритмо-интонационных, темброво-ритмических и вокально-драматических параметров музыкально-театральной выразительности. На новые формы театральности Клоделя оказали влияние принципы постановок традиционного театра Востока.
Учение Клоделя «Драма и музыка» получило творческое претворение в проекте постановки «Благой вести Марии» 1929–1932 годов. Истолкование Клоделем проблемы сценической музыки в теоретическом плане и опыт ее практического претворения в проекте постановки мистерии «Благая весть Марии» с музыкой Мийо являются значительным творческим вкладом французского мыслителя ХХ века в историю исследований культуры и театрально-драматического искусства.