В статье приводятся результаты научного исследования, посвященного изучению характеристик психологического функционирования и его нарушений, а также отношения к ребенку и пренатальной привязанности и взаимосвязей этих характеристик у беременных женщин, использовавших вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) для зачатия (n = 36) в сравнении с группой женщин, зачавших естественным путем (ЕСБ) (n = 78). Методы: Шкала оценки пренатальной привязанности (Condon J., 2015); Тест отношений беременной (Добряков, 2010); Шкала психологического функционирования (ASEBA, Achenbach T., Rescorla L., 2003). Семантический дифференциал с понятиями «Мой ребенок», «Я как мама», «Мои отношения с мамой в детстве» (Osgood, 1969, Шмелев, 1983), «Родительские оценки детей» (Ланцбург, Дудина, 2014), социально-демографическая анкета, а также вопросы о беременности и отношении к плоду. Результаты показали, что что беременные женщины группы ВРТ, по сравнению с женщинами с естественной беременностью более удовлетворены своей профессиональной деятельностью и материальным положением, но чувствуют себя более слабыми в роли матери. При этом отношение к шевелению ребенка в утробе в крайних его проявлениях (очень приятно и очень неприятно) одинаковым образом связано с нарушениями психологического функционирования, в частности, с нарушением внимания и тревожным расстройством. Группу риска в обоих изучаемых группах представляют женщины, которые относятся к шевелению ребенка как к неприятному — у женщин группы ВРТ это маркер соматических расстройств, а у женщин с естественной беременностью — замкнутости, нарушенного мышления и делинквентного поведения. Также группой риска являются женщины с естественной беременностью, имеющие тревожное отношение к беременности и ребенку. В обеих группах качество привязанности не дало значимых взаимосвязей с особенностями психологического функционирования.
Original languageRussian
JournalМир науки. Педагогика и психология
Volume9
Issue number6
StatePublished - 2021

ID: 91251156