Рассматривается значение философии всеединства и нравственной философии Владимира Соловьева на основе сравнительного анализа его статьи «Русская идея» (1888 г.) и статьи Вячеслава Иванова «О русской идее» (1909 г.), посвященных проблемам преодоления кризиса гуманистического и религиозного сознания в России и Европе. Статья Иванова была дополнена и издана в Германии на немецком языке под названием «Русская идея» («Die Russische Idee») (1930 г.). Анализируются культурфилософские идеи и тезаурус статей. Тезаурусный подход как основа сравнительного анализа позволяет найти константы мышления Соловьева и Иванова, которые основаны на понятиях «русская идея», «Россия и Европа», «национальная идея и национализм», «религиозное сознание», «религиозная культура и мировое всеединство», «христианское возрождение». Понятие «русская идея», связанное у Иванова с идеалом возрожденного христианского самосознания, как у Соловьева и его предшественника Ф.М. Достоевского, и являющееся «первопринципом» религиозного и национального самоопределения, рассматривается в противопоставлении с понятием «национализм»