Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Article in an anthology › Research › peer-review
МАРТИН ХАЙДЕГГЕР В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО АНТИСЕМИТИЗМА: РАЗМЫШЛЕНИЕ О КНИГЕ ДОНАТЕЛЛЫ ДИ ЧЕЗАРЕ «ХАЙДЕГГЕР, ЕВРЕИ И ШОА». / Докучаев, Илья Игоревич.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ : Сборник статей. ed. / Антон Иваненко. Vol. 2 СПб : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2022. p. 249-270.Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Article in an anthology › Research › peer-review
}
TY - CHAP
T1 - МАРТИН ХАЙДЕГГЕР В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО АНТИСЕМИТИЗМА: РАЗМЫШЛЕНИЕ О КНИГЕ ДОНАТЕЛЛЫ ДИ ЧЕЗАРЕ «ХАЙДЕГГЕР, ЕВРЕИ И ШОА»
AU - Докучаев, Илья Игоревич
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - В статье рассматривается роль антисемитизма Мартина Хайдеггера в его концепции фундаментальной онтологии. Этот анализ делается на основе публикации новых томов его дневников - «Черных тетрадей». Осмыслению этой проблематики посвящена книга Донателлы Ди Чезаре «Хайдеггер, евреи и шоа», впервые переведенная на русский язык А. Е. Черным и опубликованная издательством «Владимир Даль». С учетом новых данных этих дневников и книги Ди Чезаре можно предположить, что антисемитизм Хайдеггера существенен для его философии и имеет долгую предысторию в европейском и немецком интеллектуальном наследии. Как правило, евреи обвинялись там в том, что они не приняли Христа и стали ключевыми деятелями модернизации европейской культуры, которая подорвала ее традиции и лишила творческого начала. Хайдеггер создает новую версию антисемитизма - фундаментально-онтологическую, которая обвиняет евреев в том, что они главные виновники забвения бытия и проповедники сущего. Дифференция бытия и сущего - главная антитеза онтологии Хайдеггера, и именно в контексте ее анализа идет речь о преступлении евреев. Это преступление в действительности оказывается фабрикацией, поскольку содержит прямо противоположные обвинения, - не еврей является преступником, поскольку он совершил то или иное деяние, но это деяние делается преступным, поскольку совершил его еврей. Он обвиняется как в отсутствии почвы и собственности, так и в претензии на них, как в формализме и рационализме веры, так и в их отсутствии, как в желании сохранить свою кровь несмешанной, так и в желании объевреить европейские народы. Именно эти свойства заставляют Хайдеггера полагать, что евреи - это не люди, а камни, что они не существуют, а представляют собой худшую форму сущего, бытие которого не подлинно, а заемно и является махинацией. Холокост Хайдеггер рассматривает как кульминацию модернизации, вызванной машинной цивилизацией уничтожения и войны, в которой виновны именно евреи и в которой они производят самоуничтожение и уничтожение Европы и мира. Вместе с тем в статье утверждается, что подобная идеология, неприемлемая и ложная, является маргинальной концепцией Хайдеггера, которая не есть ключ к его онтологии, но и не может быть просто изъята из его философии без возникновения лакуны, которая сделает эту философию невозможной.
AB - В статье рассматривается роль антисемитизма Мартина Хайдеггера в его концепции фундаментальной онтологии. Этот анализ делается на основе публикации новых томов его дневников - «Черных тетрадей». Осмыслению этой проблематики посвящена книга Донателлы Ди Чезаре «Хайдеггер, евреи и шоа», впервые переведенная на русский язык А. Е. Черным и опубликованная издательством «Владимир Даль». С учетом новых данных этих дневников и книги Ди Чезаре можно предположить, что антисемитизм Хайдеггера существенен для его философии и имеет долгую предысторию в европейском и немецком интеллектуальном наследии. Как правило, евреи обвинялись там в том, что они не приняли Христа и стали ключевыми деятелями модернизации европейской культуры, которая подорвала ее традиции и лишила творческого начала. Хайдеггер создает новую версию антисемитизма - фундаментально-онтологическую, которая обвиняет евреев в том, что они главные виновники забвения бытия и проповедники сущего. Дифференция бытия и сущего - главная антитеза онтологии Хайдеггера, и именно в контексте ее анализа идет речь о преступлении евреев. Это преступление в действительности оказывается фабрикацией, поскольку содержит прямо противоположные обвинения, - не еврей является преступником, поскольку он совершил то или иное деяние, но это деяние делается преступным, поскольку совершил его еврей. Он обвиняется как в отсутствии почвы и собственности, так и в претензии на них, как в формализме и рационализме веры, так и в их отсутствии, как в желании сохранить свою кровь несмешанной, так и в желании объевреить европейские народы. Именно эти свойства заставляют Хайдеггера полагать, что евреи - это не люди, а камни, что они не существуют, а представляют собой худшую форму сущего, бытие которого не подлинно, а заемно и является махинацией. Холокост Хайдеггер рассматривает как кульминацию модернизации, вызванной машинной цивилизацией уничтожения и войны, в которой виновны именно евреи и в которой они производят самоуничтожение и уничтожение Европы и мира. Вместе с тем в статье утверждается, что подобная идеология, неприемлемая и ложная, является маргинальной концепцией Хайдеггера, которая не есть ключ к его онтологии, но и не может быть просто изъята из его философии без возникновения лакуны, которая сделает эту философию невозможной.
KW - Хайдеггер
KW - ДИ ЧЕЗАРЕ
KW - антисемитизм
KW - фундаментальная онтология
KW - евреи
KW - модернизация
KW - европейская культура
KW - Heidegger
KW - DI CESARE
KW - anti-semitism
KW - FUNDAMENTAL ONTOLOGY
KW - JEWS
KW - MODERNIZATION
KW - european culture
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49965707&pff=1
M3 - статья в сборнике
VL - 2
SP - 249
EP - 270
BT - ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
A2 - Иваненко, Антон
PB - Издательство Санкт-Петербургского университета
CY - СПб
ER -
ID: 107390429