Речь человека содержит в себе разнообразную информацию, посредством речи человек передаёт и получает сведения об окружающем мире, в голосовых характеристиках отражается настроение и состояние. В последние годы внимание исследователей сосредоточено не только на исследование особенностей звучащей речи, но и на изучение влияния индивидуальных свойств слушателя, таких как пол, возраст, профессиональный опыт, на восприятие им речевой информации, однако исследования влияния физиологических и психофизиологических характеристик слушателя на восприятие им речи немногочисленны. Исследование проведено с целью изучения связи между психофизиологическими особенностями взрослых и способностью к распознаванию эмоционального состояния детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В исследовании приняли участие 206 взрослых носителей русского языка (аудиторов); 82 ребёнка в возрасте 5–14 лет: 35 детей с РАС и 47 типично развивающихся детей (ТР). Проведён перцептивный эксперимент, для которого созданы тестовые последовательности (аудиотесты), содержащие слова и фразы детей, отобранные из записей спонтанной речи. Перед прослушиванием у аудиторов измеряли пороги слуха методом тональной аудиометрии, проверяли фонематический слух, проводили дихотическое тестирование, определяли уровень тревожности (тест Спилбергера). В перцептивном эксперименте перед аудиторами стояла задача на основе слухового восприятия определить эмоциональное состояние ребёнка: комфорт — нейтральное состояние — дискомфорт. По результатам перцептивного эксперимента показано, что эмоциональное состояние ТР детей аудиторы определяют с более высокой вероятностью, чем эмоциональное состояние детей с РАС. При выполнении задания перцептивного эксперимента аудиторы демонстрировали умеренную и слабую согласованность. Значения средней полноты распознавания были максимальными в тестах на определение эмоционального состояния детей 10−11 лет, минимальными — в тестах на определение состояния детей 8−9 лет. Аудиторы женского пола и аудиторы, имеющие опыт взаимодействия с детьми, лучше распознают эмоциональное состояние детей с РАС. Аудиторы с низкими порогами слуха лучше распознают состояние комфорта у детей с РАС. Аудиторы старшего возраста хуже определяют состояние дискомфорта у ТР детей. Аудиторы с ведущим левым полушарием по речи лучше распознают эмоциональное состояние ТР детей. Аудиторы с высоким уровнем тревожности хуже распознают состояние комфорта и нейтральное ТР детей, лучше — состояние дискомфорта.