Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Египет как прародина человечества в творчестве Алджернона Блэквуда: к вопросу о жанровых границах литературной готики. / Липинская, Анастасия Андреевна.
In: ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА, No. 3(49), 2017, p. 172-177.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Египет как прародина человечества в творчестве Алджернона Блэквуда: к вопросу о жанровых границах литературной готики
AU - Липинская, Анастасия Андреевна
PY - 2017
Y1 - 2017
N2 - Статья посвящена вопросу о границах литературной готики. Некоторые новеллы Алджернона Блэквуда и его роман «Волна» в этом отношении весьма примечательны - они сохраняют характерный для британской готической новеллы (ghost story) интерес к сверхъестественному и некоторые из особенностей ее поэтики, но строятся вокруг совсем иных идей, вероятно, заимствованных из оккультных учений и популярных в то время научных теорий, таких как сравнительный анализ мифов и ритуалов и психология Зигмунда Фрейда. В текстах Блэквуда много внимания уделено Египту как прародине человечества, но не столько в конкретно-историческом, сколько в метафизическом смысле - древняя цивилизация предстает могучей силой, которая все еще существует и может притягивать к себе души посредством снов и видений. Это соответствует некоторым тенденциям, характерным для литературы о Египте, публиковавшейся в викторианскую и эдвардианскую эпоху, но весьма нетипично для готических новелл, где зачастую мумии и другие артефакты фигурируют как опасные «захватчики» из другого мира (идея «чужого», «другого» принципиально важна для готической новеллы). Более того, Египет у Блэквуда скорее амбивалентен, чем враждебен героям, которые могут даже обрести счастье, вернувшись в него, что расходится с типичным образом Египта в британской готической новелле и может быть понято как результат внесения оккультных и научных представлений автора в весьма устоявшийся тип текста. Подобные прецеденты позволяют поставить вопрос о границах готической новеллы как жанра.
AB - Статья посвящена вопросу о границах литературной готики. Некоторые новеллы Алджернона Блэквуда и его роман «Волна» в этом отношении весьма примечательны - они сохраняют характерный для британской готической новеллы (ghost story) интерес к сверхъестественному и некоторые из особенностей ее поэтики, но строятся вокруг совсем иных идей, вероятно, заимствованных из оккультных учений и популярных в то время научных теорий, таких как сравнительный анализ мифов и ритуалов и психология Зигмунда Фрейда. В текстах Блэквуда много внимания уделено Египту как прародине человечества, но не столько в конкретно-историческом, сколько в метафизическом смысле - древняя цивилизация предстает могучей силой, которая все еще существует и может притягивать к себе души посредством снов и видений. Это соответствует некоторым тенденциям, характерным для литературы о Египте, публиковавшейся в викторианскую и эдвардианскую эпоху, но весьма нетипично для готических новелл, где зачастую мумии и другие артефакты фигурируют как опасные «захватчики» из другого мира (идея «чужого», «другого» принципиально важна для готической новеллы). Более того, Египет у Блэквуда скорее амбивалентен, чем враждебен героям, которые могут даже обрести счастье, вернувшись в него, что расходится с типичным образом Египта в британской готической новелле и может быть понято как результат внесения оккультных и научных представлений автора в весьма устоявшийся тип текста. Подобные прецеденты позволяют поставить вопрос о границах готической новеллы как жанра.
KW - ГОТИЧЕСКАЯ НОВЕЛЛА
KW - ОККУЛЬТНЫЕ УЧЕНИЯ
KW - ЛИТЕРАТУРА О ЕГИПТЕ
KW - ГРАНИЦЫ ЖАНРА
KW - GHOST STORY
KW - occult teachings
KW - literature on Egypt
KW - limits of a genre
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=30543331
M3 - статья
SP - 172
EP - 177
JO - ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
JF - ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
SN - 2074-0239
IS - 3(49)
ER -
ID: 11876667