Research output: Contribution to conference › Abstract › peer-review
ПЕРЦЕПТИВНАЯ УСТАНОВКА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИЛЛЮЗИЙ ПОНЗО И МЮЛЛЕРА-ЛАЙЕРА. / Романова-Африкантова, Наталия Игоревна; Карпинская, Валерия Юльевна; Ляховецкий, Всеволод Александрович.
2024. 263-264 Abstract from Международная конференция по когнитивной науке, Пятигорск, Russian Federation.Research output: Contribution to conference › Abstract › peer-review
}
TY - CONF
T1 - ПЕРЦЕПТИВНАЯ УСТАНОВКА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИЛЛЮЗИЙ ПОНЗО И МЮЛЛЕРА-ЛАЙЕРА
AU - Романова-Африкантова, Наталия Игоревна
AU - Карпинская, Валерия Юльевна
AU - Ляховецкий, Всеволод Александрович
N1 - Conference code: X
PY - 2024
Y1 - 2024
N2 - Серия стимулов, в которой для формирования установки использовались реально разные по размеру отрезки, показали достоверный установочный ассимилятивный эффект (p=0,0215), что согласуется со всеми ранее опубликованными данными о формировании установки у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Серия стимулов, создающих иллюзию Мюллер-Лайера, также показала формирование ассимилятивной установки (p=0,0061). Иллюзия Понзо не вызвала формирования достоверного установочного эффекта у испытуемых (0,05≤ р). Также не было получено достоверных отличий между группами детей с разным уровнем зрелости константности зрительного восприятия, несмотря на ранее полученные данные о том, что есть связь этого показателя с величиной иллюзорного эффекта, оказываемого иллюзией Понзо [Романова-Африкантова, Карпинская, Ляховецкий] (0,05≤ р). Ранее было обнаружено, что у взрослых и реально разные, и иллюзорно разные отрезки приводят к формированию установки [Coren]. В нашем исследовании, несмотря на наличие иллюзорного эффекта иллюзий Понзо и Мюллера-Лайера у детей, установка сформировалась только на основе иллюзии Мюллера-Лайера. Поскольку существуют данные о том, что иллюзии Понзо и Мюллера-Лайера могут иметь различия в механизмах формирования [Karpinskaia], это может находить свое отражение и в эффектах последействия, в том числе и в эффекте установки на основе разных видов иллюзий.
AB - Серия стимулов, в которой для формирования установки использовались реально разные по размеру отрезки, показали достоверный установочный ассимилятивный эффект (p=0,0215), что согласуется со всеми ранее опубликованными данными о формировании установки у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Серия стимулов, создающих иллюзию Мюллер-Лайера, также показала формирование ассимилятивной установки (p=0,0061). Иллюзия Понзо не вызвала формирования достоверного установочного эффекта у испытуемых (0,05≤ р). Также не было получено достоверных отличий между группами детей с разным уровнем зрелости константности зрительного восприятия, несмотря на ранее полученные данные о том, что есть связь этого показателя с величиной иллюзорного эффекта, оказываемого иллюзией Понзо [Романова-Африкантова, Карпинская, Ляховецкий] (0,05≤ р). Ранее было обнаружено, что у взрослых и реально разные, и иллюзорно разные отрезки приводят к формированию установки [Coren]. В нашем исследовании, несмотря на наличие иллюзорного эффекта иллюзий Понзо и Мюллера-Лайера у детей, установка сформировалась только на основе иллюзии Мюллера-Лайера. Поскольку существуют данные о том, что иллюзии Понзо и Мюллера-Лайера могут иметь различия в механизмах формирования [Karpinskaia], это может находить свое отражение и в эффектах последействия, в том числе и в эффекте установки на основе разных видов иллюзий.
M3 - тезисы
SP - 263
EP - 264
T2 - Международная конференция по когнитивной науке
Y2 - 26 July 2024 through 30 July 2024
ER -
ID: 121501027