Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{8e8fd33a77204bee9c43024d3a706beb,
title = "К ВОПРОСУ О ФИЛОСОФСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПУШКИНСКОГО «ПРОРОКА»: ЯНСЕНИСТСКАЯ БИБЛИЯ ПОР-РОЯЛЯ И «ПРОРОЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ» ПОЭТА",
abstract = "Автор исходит из того, что стратегия идеологов и переводчиков Библии Пор-Рояля, основывавшихся на мощной лингвистическо-логической, философско-теологической и методологической базе «Грамматики» и «Логики» Пор-Рояля, во многом заключалась в том, чтобы латентно донести до читателя в своей, как им представлялось, корректной и адекватной интерпретации Вульгаты ключевые аспекты теолого-философской идеологии янсенизма (восходящей к Аврелию Августину). Так что читатель, даже совершенно чуждый янсенизму, подчас бессознательно мог воспринять отдельные положения этого учения. На примере философского анализа стихотворения «Пророк» автор стремится выявить не только отдельные аспекты восприятия А.С. Пушкиным Библии Пор-Рояля, которую он активно начал читать с 1825 г., но и элементов идеологии янсенизма (в том числе о «преобразовании внутреннего человека»). С некоторыми доктринами этого учения поэт мог познакомиться и через сочинения янсениста Паскаля. Автор усматривает также в «Пророке» Пушкина имплицитную параллель к доктрине Августина о мире как «иерархии» созданий Бога. При этом мистико-аллегорическое описание своего «преобразования»/«преображения» поэт последовательно соотносит с библейским пророческим символизмом небесного огня (в чем можно усмотреть параллель с «Мемориалом» Паскаля). Выявляется сотериологический аспект мировой гуманитарной миссии поэта-«пророка». Допущение имплицитного влияния янсенизма через Библию Пор-Рояля (и эксплицитного - через сочинения Паскаля) могло бы пролить новый свет на выявление творческих истоков и трансформацию мировоззрения также и других русских писателей первой половины - середины XIX в., равно как и на развитие российской интеллектуальной и политической (пример - император Александр I) мысли данного периода.",
keywords = "Пушкин, ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ «ПРОРОКА», БИБЛИЯ ПОР-РОЯЛЯ, ЯНСЕНИЗМ, ПАСКАЛЬ, «ПРЕОБРАЖЕНИЕ» ЧЕЛОВЕКА, МИССИЯ ПОЭТА, Pushkin, PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF “THE PROPHET”, THE BIBLE OF PORT-ROYAL, JANSENISM, Pascal, “REFORMATION” OF MAN, POET{\textquoteright}S MISSION, poet{\textquoteright}s mission, Jansenism, philosophical foundations of “The Prophet”, “reformation” of man, the Bible of Port-Royal",
author = "Тантлевский, {Игорь Романович}",
note = "Funding Information: *This research was carried out thanks to the funding of the Russian Science Foundation (No. 21-18-00153); Saint-Petersburg State University. Publisher Copyright: {\textcopyright} 2022, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences. All rights reserved.",
year = "2022",
doi = "10.21146/0042-8744-2022-10-86-97",
language = "русский",
volume = "2022",
pages = "86--97",
journal = "ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ",
issn = "0042-8744",
publisher = "Международная книга",
number = "10",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - К ВОПРОСУ О ФИЛОСОФСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПУШКИНСКОГО «ПРОРОКА»: ЯНСЕНИСТСКАЯ БИБЛИЯ ПОР-РОЯЛЯ И «ПРОРОЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ» ПОЭТА

AU - Тантлевский, Игорь Романович

N1 - Funding Information: *This research was carried out thanks to the funding of the Russian Science Foundation (No. 21-18-00153); Saint-Petersburg State University. Publisher Copyright: © 2022, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences. All rights reserved.

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - Автор исходит из того, что стратегия идеологов и переводчиков Библии Пор-Рояля, основывавшихся на мощной лингвистическо-логической, философско-теологической и методологической базе «Грамматики» и «Логики» Пор-Рояля, во многом заключалась в том, чтобы латентно донести до читателя в своей, как им представлялось, корректной и адекватной интерпретации Вульгаты ключевые аспекты теолого-философской идеологии янсенизма (восходящей к Аврелию Августину). Так что читатель, даже совершенно чуждый янсенизму, подчас бессознательно мог воспринять отдельные положения этого учения. На примере философского анализа стихотворения «Пророк» автор стремится выявить не только отдельные аспекты восприятия А.С. Пушкиным Библии Пор-Рояля, которую он активно начал читать с 1825 г., но и элементов идеологии янсенизма (в том числе о «преобразовании внутреннего человека»). С некоторыми доктринами этого учения поэт мог познакомиться и через сочинения янсениста Паскаля. Автор усматривает также в «Пророке» Пушкина имплицитную параллель к доктрине Августина о мире как «иерархии» созданий Бога. При этом мистико-аллегорическое описание своего «преобразования»/«преображения» поэт последовательно соотносит с библейским пророческим символизмом небесного огня (в чем можно усмотреть параллель с «Мемориалом» Паскаля). Выявляется сотериологический аспект мировой гуманитарной миссии поэта-«пророка». Допущение имплицитного влияния янсенизма через Библию Пор-Рояля (и эксплицитного - через сочинения Паскаля) могло бы пролить новый свет на выявление творческих истоков и трансформацию мировоззрения также и других русских писателей первой половины - середины XIX в., равно как и на развитие российской интеллектуальной и политической (пример - император Александр I) мысли данного периода.

AB - Автор исходит из того, что стратегия идеологов и переводчиков Библии Пор-Рояля, основывавшихся на мощной лингвистическо-логической, философско-теологической и методологической базе «Грамматики» и «Логики» Пор-Рояля, во многом заключалась в том, чтобы латентно донести до читателя в своей, как им представлялось, корректной и адекватной интерпретации Вульгаты ключевые аспекты теолого-философской идеологии янсенизма (восходящей к Аврелию Августину). Так что читатель, даже совершенно чуждый янсенизму, подчас бессознательно мог воспринять отдельные положения этого учения. На примере философского анализа стихотворения «Пророк» автор стремится выявить не только отдельные аспекты восприятия А.С. Пушкиным Библии Пор-Рояля, которую он активно начал читать с 1825 г., но и элементов идеологии янсенизма (в том числе о «преобразовании внутреннего человека»). С некоторыми доктринами этого учения поэт мог познакомиться и через сочинения янсениста Паскаля. Автор усматривает также в «Пророке» Пушкина имплицитную параллель к доктрине Августина о мире как «иерархии» созданий Бога. При этом мистико-аллегорическое описание своего «преобразования»/«преображения» поэт последовательно соотносит с библейским пророческим символизмом небесного огня (в чем можно усмотреть параллель с «Мемориалом» Паскаля). Выявляется сотериологический аспект мировой гуманитарной миссии поэта-«пророка». Допущение имплицитного влияния янсенизма через Библию Пор-Рояля (и эксплицитного - через сочинения Паскаля) могло бы пролить новый свет на выявление творческих истоков и трансформацию мировоззрения также и других русских писателей первой половины - середины XIX в., равно как и на развитие российской интеллектуальной и политической (пример - император Александр I) мысли данного периода.

KW - Пушкин

KW - ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ «ПРОРОКА»

KW - БИБЛИЯ ПОР-РОЯЛЯ

KW - ЯНСЕНИЗМ

KW - ПАСКАЛЬ

KW - «ПРЕОБРАЖЕНИЕ» ЧЕЛОВЕКА

KW - МИССИЯ ПОЭТА

KW - Pushkin

KW - PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF “THE PROPHET”

KW - THE BIBLE OF PORT-ROYAL

KW - JANSENISM

KW - Pascal

KW - “REFORMATION” OF MAN

KW - POET’S MISSION

KW - poet’s mission

KW - Jansenism

KW - philosophical foundations of “The Prophet”

KW - “reformation” of man

KW - the Bible of Port-Royal

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=49528864

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85140008647&partnerID=8YFLogxK

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/79fe0ac6-39f5-3e3b-aeec-9893e683c959/

U2 - 10.21146/0042-8744-2022-10-86-97

DO - 10.21146/0042-8744-2022-10-86-97

M3 - статья

VL - 2022

SP - 86

EP - 97

JO - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

JF - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

SN - 0042-8744

IS - 10

ER -

ID: 99468144