Standard

Особенности структуры интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. / Нольд, Наталья; Скочилов, Роман Владимирович; Березина, Татьяна; Ильина, Маргарита.

In: Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология , Vol. 10, No. 4, 2020, p. 428-441.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Нольд, Н, Скочилов, РВ, Березина, Т & Ильина, М 2020, 'Особенности структуры интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи', Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология , vol. 10, no. 4, pp. 428-441. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.404

APA

Vancouver

Author

Нольд, Наталья ; Скочилов, Роман Владимирович ; Березина, Татьяна ; Ильина, Маргарита. / Особенности структуры интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. In: Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология . 2020 ; Vol. 10, No. 4. pp. 428-441.

BibTeX

@article{605fd9a5ab3e4722ad88826f2515be50,
title = "Особенности структуры интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи",
abstract = "Представлены результаты исследования особенностей уровневых и структурных характеристик интеллектуального развития детей в возрасте от 4 до 11 лет, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) 1–4 уровня. Уровень интеллектуального развития детей определялся методикой Д. Векслера (WISC или WPPSI). Оценка речевого развития и отнесение речевого развития ребенка к тому или иному уровню проводились логопедом. Сравнительный анализ выявил значимые различия в уровневых и структурных характеристиках интеллектуального развития детей, имеющих общее недоразвитие речи, и детей, не имеющих речевых нарушений. Показатель вербального интеллекта по методикам WISC и WPPSI у детей с ОНР достоверно ниже, чем у детей без речевых нарушений. В наибольшей степени различия между детьми, имеющими ОНР, и детьми с нормальным речевым развитием обнаружены по субтесту «Сходство» методик WISC и WPPSI. Кроме того, группа детей, имеющих ОНР различного уровня, неоднородна. Показатель вербального интеллекта у детей с ОНР 1 уровня достоверно ниже, чем у детей с ОНР 2, 3, 4 уровня. Дети с ОНР 1, 2, 3 уровня значительно хуже справляются с заданиями субтеста «Сходство», чем дети с ОНР 4 уровня. Достоверные различия получены между результатами детей с ОНР 1 уровня и детей с ОНР 2, 3, 4 уровня при выполнении субтеста «Повторение цифр». Не выявлено значимых различий между контрольной и экспериментальной группами в показателях невербального интеллекта. В показателях общего интеллектуального развития выявлены значимые различия между детьми с ОНР 1 и 2 уровня и детьми, не имеющими речевых нарушений. Результаты исследования могут иметь практическое значение для диагностики детей с речевыми нарушениями и построения коррекционной работы с ними.",
keywords = "общее недоразвитие речи, уровень интеллектуального развития ребенка, уровень развития вербальных функций, уровень развития невербальных функций",
author = "Наталья Нольд and Скочилов, {Роман Владимирович} and Татьяна Березина and Маргарита Ильина",
note = "Нольд, Н., Скочилов, Р., Березина, Т., & Ильина, М. (2020). Особенности структуры интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 10(4), 428–441. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.404",
year = "2020",
doi = "10.21638/spbu16.2020.404",
language = "русский",
volume = "10",
pages = "428--441",
journal = "Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология ",
issn = "2658-3607",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Особенности структуры интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

AU - Нольд, Наталья

AU - Скочилов, Роман Владимирович

AU - Березина, Татьяна

AU - Ильина, Маргарита

N1 - Нольд, Н., Скочилов, Р., Березина, Т., & Ильина, М. (2020). Особенности структуры интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 10(4), 428–441. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.404

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - Представлены результаты исследования особенностей уровневых и структурных характеристик интеллектуального развития детей в возрасте от 4 до 11 лет, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) 1–4 уровня. Уровень интеллектуального развития детей определялся методикой Д. Векслера (WISC или WPPSI). Оценка речевого развития и отнесение речевого развития ребенка к тому или иному уровню проводились логопедом. Сравнительный анализ выявил значимые различия в уровневых и структурных характеристиках интеллектуального развития детей, имеющих общее недоразвитие речи, и детей, не имеющих речевых нарушений. Показатель вербального интеллекта по методикам WISC и WPPSI у детей с ОНР достоверно ниже, чем у детей без речевых нарушений. В наибольшей степени различия между детьми, имеющими ОНР, и детьми с нормальным речевым развитием обнаружены по субтесту «Сходство» методик WISC и WPPSI. Кроме того, группа детей, имеющих ОНР различного уровня, неоднородна. Показатель вербального интеллекта у детей с ОНР 1 уровня достоверно ниже, чем у детей с ОНР 2, 3, 4 уровня. Дети с ОНР 1, 2, 3 уровня значительно хуже справляются с заданиями субтеста «Сходство», чем дети с ОНР 4 уровня. Достоверные различия получены между результатами детей с ОНР 1 уровня и детей с ОНР 2, 3, 4 уровня при выполнении субтеста «Повторение цифр». Не выявлено значимых различий между контрольной и экспериментальной группами в показателях невербального интеллекта. В показателях общего интеллектуального развития выявлены значимые различия между детьми с ОНР 1 и 2 уровня и детьми, не имеющими речевых нарушений. Результаты исследования могут иметь практическое значение для диагностики детей с речевыми нарушениями и построения коррекционной работы с ними.

AB - Представлены результаты исследования особенностей уровневых и структурных характеристик интеллектуального развития детей в возрасте от 4 до 11 лет, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) 1–4 уровня. Уровень интеллектуального развития детей определялся методикой Д. Векслера (WISC или WPPSI). Оценка речевого развития и отнесение речевого развития ребенка к тому или иному уровню проводились логопедом. Сравнительный анализ выявил значимые различия в уровневых и структурных характеристиках интеллектуального развития детей, имеющих общее недоразвитие речи, и детей, не имеющих речевых нарушений. Показатель вербального интеллекта по методикам WISC и WPPSI у детей с ОНР достоверно ниже, чем у детей без речевых нарушений. В наибольшей степени различия между детьми, имеющими ОНР, и детьми с нормальным речевым развитием обнаружены по субтесту «Сходство» методик WISC и WPPSI. Кроме того, группа детей, имеющих ОНР различного уровня, неоднородна. Показатель вербального интеллекта у детей с ОНР 1 уровня достоверно ниже, чем у детей с ОНР 2, 3, 4 уровня. Дети с ОНР 1, 2, 3 уровня значительно хуже справляются с заданиями субтеста «Сходство», чем дети с ОНР 4 уровня. Достоверные различия получены между результатами детей с ОНР 1 уровня и детей с ОНР 2, 3, 4 уровня при выполнении субтеста «Повторение цифр». Не выявлено значимых различий между контрольной и экспериментальной группами в показателях невербального интеллекта. В показателях общего интеллектуального развития выявлены значимые различия между детьми с ОНР 1 и 2 уровня и детьми, не имеющими речевых нарушений. Результаты исследования могут иметь практическое значение для диагностики детей с речевыми нарушениями и построения коррекционной работы с ними.

KW - общее недоразвитие речи

KW - уровень интеллектуального развития ребенка

KW - уровень развития вербальных функций

KW - уровень развития невербальных функций

U2 - 10.21638/spbu16.2020.404

DO - 10.21638/spbu16.2020.404

M3 - статья

VL - 10

SP - 428

EP - 441

JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

SN - 2658-3607

IS - 4

ER -

ID: 101725417