Пандемия COVID-19 дала мощный толчок к развитию качественной медицинской журналистики в 2020–2022 гг., что, на наш взгляд, обязано было отразиться на рынке вакансий медиаспециалистов. Чтобы проследить динамику и характер изменений, мы провели исследование рынка труда. Архивы вакансий популярных агрегаторов hh.ru и superjob.
ru отсутствуют в открытом доступе. Поэтому для анализа мы использовали объявления о вакансиях, опубликованные в социальной сети ВКонтакте в сообществе «Работа для талантливых людей (+ удаленка)», где с 2018 г. аккумулируются и публикуются сообщения о поиске специалистов творческих направлений, в том числе и для медиа.
Нами были рассмотрены 42 объявления о вакансиях, в которых одной из главных задач специалиста было указано создание текстового контента на темы «медицина» и «здоровье».
Отбор вакансий производился с помощью ключевых запросов «медицина» и «здоровье» в поисковом поле сообщества. В период с января 2018 г. по январь 2022 г. было опубликовано 60 вакансий с искомыми ключевыми словами. Выгрузка текстов сообщений была произведена с помощью расширения для браузера Instant Data Scraping Extension. Последующая работа с данными проводилась вручную. В результате релевантного отбора нам удалось выявить 42 сообщения о вакансиях, удовлетворяющих требованиям нашего исследования.
Анализ показал, что спрос на медиаспециалистов в медицинской отрасли растет. Из 42 вакансий 7 опубликованы в 2018 г., 8 — в 2019 г., 12 — в 2020 г., 14 — в 2021 г. и 1 — в 2022 г. 18 из 42 вакансий предполагают удаленный формат работы. При этом до пандемии, т.е. до марта 2020 г., было опубликовано всего 2 предложения об удаленной работе.
Традиционно для медиа отрасли большинство работодателей
находятся в столице — 26 предложений о работе отмечены тегом #Москва. Еще 6 — тегом #Петербург. Одно из предложений было актуально сразу для нескольких городов (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Тюмень), поскольку компания-работодатель имеет представительство в разных регионах. Для других вакансий регион не указан.
В исследуемый период работодателям требовались различные медиаспециалисты, создающие текстовый контент на медицинскую тематику, а именно — редакторы (13 вакансий), smm-специалисты (11), журналисты/корреспонденты (6), контент-менеджеры (5), копирайтеры (5), продюсер (1) и специалист по коммуникациям (1).
Работодателями выступили — частные медицинские учреждения (8), специализированные отделы общественно-политических СМИ (7), научно-популярные СМИ (5), MedTech компании (5), узкопрофессиональные СМИ (4), коммуникационные digital агентства (3), благотворительные фонды (3), компании, организующие научно-популярные и медицинские мероприятия (3), корпоративные онлайн-издания (2), профильное научное учреждение (1), фармацевтическая компания (1).
Анализ задач и требований к кандидатам позволил нам выявить перечень компетенций, которые являются обязательными для современного медиаспециалиста в научно-медицинской отрасли. Особенно стоит выделить следующие из них:
— знание медицинской терминологии;
— отслеживание публикаций в научных журналах;
— понимание, как устроена наука;
— знание научно-популярных и медицинских блогов;
— знание английского языка на уровне В2–С2;
— написание текстов различных жанров под конкретные цели
и задачи;
— умение простым языком объяснять сложные понятия;
— фактчекинг;
— умение работать с иностранными источниками.
Также стоит отметить востребованность цифровых компетенций:
— настройка и анализ таргетированной рекламы;
— умение работать в метриках;
— понимание принципов SEO;
— знакомство с content management system;
— понимание html-верстки;
— знакомство с CRM-системами;
— навыки аналитики целевой аудитории и конкурентов;
— знание инструментов интернет-маркетинга;
— навыки работы в графических редакторах;
— навыки фото- и видеосъёмки, монтажа.
Кроме того, работодатели ожидают, что у кандидатов есть высшее образование по одной из следующих специальностей: журналистика, маркетинг, реклама и PR, филология, редко — лечебное дело.