Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{1db1fad9673c4deba6e8d8d26538ec23,
title = "Подход к извлечению, экспликации и представлению контекстного знания при изучении развивающихся междисциплинарных направлений исследований",
abstract = "Развитие процессов информатизации и цифровизации приводит к формированию новых междисциплинарных научных направлений, влияющих как на динамику как общественного развития, так и на коррекцию направленности научных исследований. При этом цифровые трансформации общества часто опережают процессы трансформации науки, заставляя науку постоянно совершенствовать как технологии, так и применяемый программный инструментарий. В статье рассмотрено применение методов извлечения, исследования и представления контекстного знания при изучении развития терминологической базы развивающихся междисциплинарных направлений исследований на примере направления «Социальноэтические аспекты цифровой экономики: геймификация в социальной и научно-образовательной сферах» в контексте развития городского информационного пространства. Выявлены основные аспекты применения технологий геймификации в городском развитии. В статье приведена динамика изменений тематики публикаций и сделаны выводы о развитии рассматриваемых направлений в российском научном дискурсе и его соответствии мировым тенденциям. Также выявлены основные термин-концепты, участвующие в формировании тезауруса междисциплинарного направления исследований «Социально-этические аспекты цифровой экономики: геймификация в социальной и научно-образовательной сферах». Исследование проводилось на массивах информации, полученных из различных цифровых источников, включающих научные публикации – коллекции русскоязычных (eLibrary) и англоязычных научных публикаций (Scopus, ScienceDirect) и содержание общественно-политического дискурса (СМИ) за последние 10 лет. В исследовании применена разработанная авторами научная методика автоматизированного извлечения и экспликации контекстного знания (синтетический метод) из массива информационных ресурсов текстовой модальности. Также предложен подход к представлению и использованию полученных результатов в качестве машиночитаемого тезауруса как набора выявленных терминов). В качестве инструментов поиска и анализа данных используются русскоязычные библиотеки eLibrary и T-Libra, многоязычная среда Voyant-Tools. ",
keywords = "контекстное знание, контекстный поиск, геймификация, умный город, информационные ресурсы, междисциплинарные научные направления, терминологическая база, тезаурус, типология контекстов, Dublin Core, OJS, OHS, contextual knowledge, Contextual Search, Gamification, smart city, information resources, interdisciplinary research areas, terminology base, thesauri, context typology, Dublin Core, OJS, OHS",
author = "О.В. Кононова and Д.Е. Прокудин",
year = "2020",
language = "русский",
volume = "8",
pages = "90--101",
journal = "International Journal of Open Information Technologies",
issn = "2307-8162",
publisher = "Издательство Московского университета",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Подход к извлечению, экспликации и представлению контекстного знания при изучении развивающихся междисциплинарных направлений исследований

AU - Кононова, О.В.

AU - Прокудин, Д.Е.

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - Развитие процессов информатизации и цифровизации приводит к формированию новых междисциплинарных научных направлений, влияющих как на динамику как общественного развития, так и на коррекцию направленности научных исследований. При этом цифровые трансформации общества часто опережают процессы трансформации науки, заставляя науку постоянно совершенствовать как технологии, так и применяемый программный инструментарий. В статье рассмотрено применение методов извлечения, исследования и представления контекстного знания при изучении развития терминологической базы развивающихся междисциплинарных направлений исследований на примере направления «Социальноэтические аспекты цифровой экономики: геймификация в социальной и научно-образовательной сферах» в контексте развития городского информационного пространства. Выявлены основные аспекты применения технологий геймификации в городском развитии. В статье приведена динамика изменений тематики публикаций и сделаны выводы о развитии рассматриваемых направлений в российском научном дискурсе и его соответствии мировым тенденциям. Также выявлены основные термин-концепты, участвующие в формировании тезауруса междисциплинарного направления исследований «Социально-этические аспекты цифровой экономики: геймификация в социальной и научно-образовательной сферах». Исследование проводилось на массивах информации, полученных из различных цифровых источников, включающих научные публикации – коллекции русскоязычных (eLibrary) и англоязычных научных публикаций (Scopus, ScienceDirect) и содержание общественно-политического дискурса (СМИ) за последние 10 лет. В исследовании применена разработанная авторами научная методика автоматизированного извлечения и экспликации контекстного знания (синтетический метод) из массива информационных ресурсов текстовой модальности. Также предложен подход к представлению и использованию полученных результатов в качестве машиночитаемого тезауруса как набора выявленных терминов). В качестве инструментов поиска и анализа данных используются русскоязычные библиотеки eLibrary и T-Libra, многоязычная среда Voyant-Tools.

AB - Развитие процессов информатизации и цифровизации приводит к формированию новых междисциплинарных научных направлений, влияющих как на динамику как общественного развития, так и на коррекцию направленности научных исследований. При этом цифровые трансформации общества часто опережают процессы трансформации науки, заставляя науку постоянно совершенствовать как технологии, так и применяемый программный инструментарий. В статье рассмотрено применение методов извлечения, исследования и представления контекстного знания при изучении развития терминологической базы развивающихся междисциплинарных направлений исследований на примере направления «Социальноэтические аспекты цифровой экономики: геймификация в социальной и научно-образовательной сферах» в контексте развития городского информационного пространства. Выявлены основные аспекты применения технологий геймификации в городском развитии. В статье приведена динамика изменений тематики публикаций и сделаны выводы о развитии рассматриваемых направлений в российском научном дискурсе и его соответствии мировым тенденциям. Также выявлены основные термин-концепты, участвующие в формировании тезауруса междисциплинарного направления исследований «Социально-этические аспекты цифровой экономики: геймификация в социальной и научно-образовательной сферах». Исследование проводилось на массивах информации, полученных из различных цифровых источников, включающих научные публикации – коллекции русскоязычных (eLibrary) и англоязычных научных публикаций (Scopus, ScienceDirect) и содержание общественно-политического дискурса (СМИ) за последние 10 лет. В исследовании применена разработанная авторами научная методика автоматизированного извлечения и экспликации контекстного знания (синтетический метод) из массива информационных ресурсов текстовой модальности. Также предложен подход к представлению и использованию полученных результатов в качестве машиночитаемого тезауруса как набора выявленных терминов). В качестве инструментов поиска и анализа данных используются русскоязычные библиотеки eLibrary и T-Libra, многоязычная среда Voyant-Tools.

KW - контекстное знание

KW - контекстный поиск

KW - геймификация

KW - умный город

KW - информационные ресурсы

KW - междисциплинарные научные направления

KW - терминологическая база

KW - тезаурус

KW - типология контекстов

KW - Dublin Core

KW - OJS

KW - OHS

KW - contextual knowledge

KW - Contextual Search

KW - Gamification

KW - smart city

KW - information resources

KW - interdisciplinary research areas

KW - terminology base

KW - thesauri

KW - context typology

KW - Dublin Core

KW - OJS

KW - OHS

M3 - статья

VL - 8

SP - 90

EP - 101

JO - International Journal of Open Information Technologies

JF - International Journal of Open Information Technologies

SN - 2307-8162

IS - 1

ER -

ID: 50478923