Статья посвящена изучению взаимосвязей параметров отношения к ребенку, психического здоровья матери (ее эмоционального состояния) и психического развития младенца в период пандемии. Выборка: 78 диад мать-ребенок, возраст детей от 4 до 6 месяцев. Методики: Тест отношений матери (модификация ТОБ), Шкала оценки постнатальной привязанности Дж. Кондона, Шкала психологического функционирования (Achenbach T., Rescorla L., в адаптации Е.Р. Слободской), Методика реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (шкала ситуативной
тревожности), Шкала оценки влияния травматического события (Weiss & Marmar; адаптация Н.В. Тарабриной) и Методика комплексной оценки уровня развития младенцев в возрасте от 2 до 16 мес. (KID-R Scale) (Kent Infant
Development Scale). С помощью психодиагностических методов выявлено преобладание у матерей оптимального типа отношения к материнству и ребенку и достаточно высокий уровень привязанности к детям. Депрессивные и тревожные расстройства, а также симптомы посттравматического стрессового расстройства у женщин практически не обнаружены. Ситуативная тревожность в целом соответствует среднему уровню, при этом 35% женщин обладают высокой тревожностью. 74% младенцев характеризуются нормативным психическим развитием, 15% – опережающим 11% – некоторым отставанием. Корреляционный анализ выявил, что при тенденции к депрессивным, тревожным расстройствам и ситуативной тревожности отмечаются и соответствующие типы отношения к материнству и ребенку, более низкая привязанность к младенцу. При признаках ПТСР более выражен тревожный тип отношения к материнству
и ребенку, при этом ниже привязанность. Психическое развитие младенцев в большей степени взаимосвязано с отношением женщин к материнству и ребенку, чем с эмоциональным состоянием матерей. Так, с уровнем развития
ребенка выявлены положительные взаимосвязи у эйфорического типа и негативные у тревожного. Моторное, предречевое и социальное развитие детей, а также общий показатель их психического развития выше при более высокой привязанности к ним матерей. Познавательное развитие младенцев ниже при более высокой ситуативной тревожности матерей.
Original languageRussian
Pages (from-to)393-397
JournalПроблемы современного педагогического образования
Volume2
Issue number75
StatePublished - 2022

ID: 101712243