Standard

Анализ показателей модели психического у детей в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением. / Мухамедрахимов, Рифкат; Кагарманов, Динар Ильдарович; Сергиенко, Елена Алексеевна.

In: Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология , Vol. 12, No. 4, 2022, p. 398–409.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

Мухамедрахимов, Рифкат ; Кагарманов, Динар Ильдарович ; Сергиенко, Елена Алексеевна. / Анализ показателей модели психического у детей в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением. In: Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология . 2022 ; Vol. 12, No. 4. pp. 398–409.

BibTeX

@article{b39c3ad389a04e3aa14e314f977c6e95,
title = "Анализ показателей модели психического у детей в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением",
abstract = "Данная работа посвящена изучению модели психического у детей, воспитывающихся в различных условиях институционального социально-эмоционального окружения. Целью работы являлось сравнительное исследование структуры связей показателей модели психического у детей в доме ребенка после реализации программы обучения и структурных изменений (ДР О+СИ), направленной на повышение чувствительности, отзывчивости и стабильности ухаживающего за детьми персонала, и в депривационных условиях дома ребенка, работающего без изменений (ДР БИ). Выборка ДР О+СИ состояла из 70 детей в возрасте M(SD) = 2,37(1,01) лет (от 0,9 до 4,4); ДР БИ - 50 детей в возрасте 2,18(0,92) лет (от 0,9 до 4,2) без влияющих на развитие медицинских и биологических факторов риска. Для оценки модели психического использовались показатели, выделенные из раздела личностно-социального развития методики BDI (Battelle Developmental Inventory). Результаты факторного анализа показателей модели психического свидетельствуют о становлении у детей понимания себя и своего окружения, однако содержание этого понимания в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением отличается. Так, первый фактор включил показатели, свидетельствующие о становлении понимания детьми себя, и если в ДР БИ это происходит в сочетании с пониманим сверстников и взрослых, то в ДР О+СИ – только взрослых, что может отражать их большее взаимодействие с близкими взрослыми после повышения, в результате программы, их чувствительности, отзывчивости и стабильности. Второй фактор объединил показатели, свидетельствующие о становлении у детей понимания взаимодействия со сверстниками и своих чувств, однако если в ДР БИ это понимание сочеталось с соблюдением указаний и правил, то в ДР О+СИ – без такого сочетания. В обсуждении подчеркивается, что структура модели психического у детей раннего возраста в условиях институционализации отражает особенности качества их социально-эмоционального окружения.",
keywords = "модель психического, дети, дом ребенка, социально-эмоциональное окружение",
author = "Рифкат Мухамедрахимов and Кагарманов, {Динар Ильдарович} and Сергиенко, {Елена Алексеевна}",
year = "2022",
doi = "10.21638/spbu16.2022.401",
language = "русский",
volume = "12",
pages = "398–409",
journal = "Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология ",
issn = "2658-3607",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = " 4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Анализ показателей модели психического у детей в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением

AU - Мухамедрахимов, Рифкат

AU - Кагарманов, Динар Ильдарович

AU - Сергиенко, Елена Алексеевна

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - Данная работа посвящена изучению модели психического у детей, воспитывающихся в различных условиях институционального социально-эмоционального окружения. Целью работы являлось сравнительное исследование структуры связей показателей модели психического у детей в доме ребенка после реализации программы обучения и структурных изменений (ДР О+СИ), направленной на повышение чувствительности, отзывчивости и стабильности ухаживающего за детьми персонала, и в депривационных условиях дома ребенка, работающего без изменений (ДР БИ). Выборка ДР О+СИ состояла из 70 детей в возрасте M(SD) = 2,37(1,01) лет (от 0,9 до 4,4); ДР БИ - 50 детей в возрасте 2,18(0,92) лет (от 0,9 до 4,2) без влияющих на развитие медицинских и биологических факторов риска. Для оценки модели психического использовались показатели, выделенные из раздела личностно-социального развития методики BDI (Battelle Developmental Inventory). Результаты факторного анализа показателей модели психического свидетельствуют о становлении у детей понимания себя и своего окружения, однако содержание этого понимания в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением отличается. Так, первый фактор включил показатели, свидетельствующие о становлении понимания детьми себя, и если в ДР БИ это происходит в сочетании с пониманим сверстников и взрослых, то в ДР О+СИ – только взрослых, что может отражать их большее взаимодействие с близкими взрослыми после повышения, в результате программы, их чувствительности, отзывчивости и стабильности. Второй фактор объединил показатели, свидетельствующие о становлении у детей понимания взаимодействия со сверстниками и своих чувств, однако если в ДР БИ это понимание сочеталось с соблюдением указаний и правил, то в ДР О+СИ – без такого сочетания. В обсуждении подчеркивается, что структура модели психического у детей раннего возраста в условиях институционализации отражает особенности качества их социально-эмоционального окружения.

AB - Данная работа посвящена изучению модели психического у детей, воспитывающихся в различных условиях институционального социально-эмоционального окружения. Целью работы являлось сравнительное исследование структуры связей показателей модели психического у детей в доме ребенка после реализации программы обучения и структурных изменений (ДР О+СИ), направленной на повышение чувствительности, отзывчивости и стабильности ухаживающего за детьми персонала, и в депривационных условиях дома ребенка, работающего без изменений (ДР БИ). Выборка ДР О+СИ состояла из 70 детей в возрасте M(SD) = 2,37(1,01) лет (от 0,9 до 4,4); ДР БИ - 50 детей в возрасте 2,18(0,92) лет (от 0,9 до 4,2) без влияющих на развитие медицинских и биологических факторов риска. Для оценки модели психического использовались показатели, выделенные из раздела личностно-социального развития методики BDI (Battelle Developmental Inventory). Результаты факторного анализа показателей модели психического свидетельствуют о становлении у детей понимания себя и своего окружения, однако содержание этого понимания в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением отличается. Так, первый фактор включил показатели, свидетельствующие о становлении понимания детьми себя, и если в ДР БИ это происходит в сочетании с пониманим сверстников и взрослых, то в ДР О+СИ – только взрослых, что может отражать их большее взаимодействие с близкими взрослыми после повышения, в результате программы, их чувствительности, отзывчивости и стабильности. Второй фактор объединил показатели, свидетельствующие о становлении у детей понимания взаимодействия со сверстниками и своих чувств, однако если в ДР БИ это понимание сочеталось с соблюдением указаний и правил, то в ДР О+СИ – без такого сочетания. В обсуждении подчеркивается, что структура модели психического у детей раннего возраста в условиях институционализации отражает особенности качества их социально-эмоционального окружения.

KW - модель психического, дети, дом ребенка, социально-эмоциональное окружение

U2 - 10.21638/spbu16.2022.401

DO - 10.21638/spbu16.2022.401

M3 - статья

VL - 12

SP - 398

EP - 409

JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

SN - 2658-3607

IS - 4

ER -

ID: 126910261