Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Article in an anthology › Research › peer-review
Особенности храма Пророка Илии в Салониках и проблема региональных направлений в поздневизантийской архитектуре. / Мальцева, Светлана Владиславовна.
Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве: Сборник статей в честь Ольги Сигизмундовны Поповой. ed. / Анна Захарова; Ольга Овчарова; Ирина Орецкая. Москва : Государственный институт искусствознания, 2020. p. 232-246.Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Article in an anthology › Research › peer-review
}
TY - CHAP
T1 - Особенности храма Пророка Илии в Салониках и проблема региональных направлений в поздневизантийской архитектуре
AU - Мальцева, Светлана Владиславовна
N1 - Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве. Сборник статей в честь Ольги Сигизмундовны Поповой / Ред.-сост. А.В. Захарова, О.В. Овчарова, И.А. Орецкая – М.: Государственный институт искусствознания, 2020. ISBN 978-5-98287-163-3
PY - 2020/12
Y1 - 2020/12
N2 - Как известно, в архитектуре Салоник на рубеже XIII–XIV веков складывается особое региональное направление, представленное такими памятниками, как церкви Св. Пантелеимона, Св. Екатерины и Свв. Апостолов. Храм Пророка Илии, возведенный в третьей четверти столетия, с одной стороны, обнаруживает определенную связь с этими памятниками. Она отчасти проявляется в основе плановой схемы, в принципах пропорционирования постройки, в использовании некоторых специфических конструктивных и декоративных элементов. С другой стороны, целый ряд существенных особенностей храма в эту схему не вписываются. Храм Пророка Илии – не только самый крупный и эффектный среди салоникских памятников. Он уникален по своей объемно-пространственной композиции, значительно усложненной за счет купольных приделов, нартексов и боковых конх. Храм представляет собой пятиглавый триконх с обширным купольным нартексомлити. Внутреннее пространство при всей усложненности его многочастной структуры производит удивительно цельное и гармоничное впечатление. Это достигается в том числе за счет использования трехконхового плана и особой модификации крестово-купольного храма на четырех колоннах, отодвинутых к углам подкупольного квадрата. Истоки отдельных элементов этой оригинальной объемнопространственной композиции (пятиглавие, трехконховая плановая схема и др.) могут быть прослежены в нескольких поздневизантийских художественных центрах, таких как сами Салоники, Афони др. Однако масштаб памятника и его исключительное художественное качество указывают, скорее, на связь с Константинополем. В данной статье предпринята попытка объяснить природу этого уникального синтеза.
AB - Как известно, в архитектуре Салоник на рубеже XIII–XIV веков складывается особое региональное направление, представленное такими памятниками, как церкви Св. Пантелеимона, Св. Екатерины и Свв. Апостолов. Храм Пророка Илии, возведенный в третьей четверти столетия, с одной стороны, обнаруживает определенную связь с этими памятниками. Она отчасти проявляется в основе плановой схемы, в принципах пропорционирования постройки, в использовании некоторых специфических конструктивных и декоративных элементов. С другой стороны, целый ряд существенных особенностей храма в эту схему не вписываются. Храм Пророка Илии – не только самый крупный и эффектный среди салоникских памятников. Он уникален по своей объемно-пространственной композиции, значительно усложненной за счет купольных приделов, нартексов и боковых конх. Храм представляет собой пятиглавый триконх с обширным купольным нартексомлити. Внутреннее пространство при всей усложненности его многочастной структуры производит удивительно цельное и гармоничное впечатление. Это достигается в том числе за счет использования трехконхового плана и особой модификации крестово-купольного храма на четырех колоннах, отодвинутых к углам подкупольного квадрата. Истоки отдельных элементов этой оригинальной объемнопространственной композиции (пятиглавие, трехконховая плановая схема и др.) могут быть прослежены в нескольких поздневизантийских художественных центрах, таких как сами Салоники, Афони др. Однако масштаб памятника и его исключительное художественное качество указывают, скорее, на связь с Константинополем. В данной статье предпринята попытка объяснить природу этого уникального синтеза.
KW - церковь Пророка Илии, архитектура Салоник, византийская архитектура, триконх.
M3 - статья в сборнике
SN - 978-5-98287-163-3
SP - 232
EP - 246
BT - Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве
A2 - Захарова, Анна
A2 - Овчарова, Ольга
A2 - Орецкая, Ирина
PB - Государственный институт искусствознания
CY - Москва
ER -
ID: 71599588