Изучались особенности проявления механизмов антиципации у детей дошкольного возраста (6 лет) с типичным и нетипичным развитием в зависимости от характера и выраженности неврологических отклонений (задержка психического и речевого развития, аутистические расстройства). С помощью прайминг-парадигмы определялось влияние предваряющей зрительной стимуляции на скорость и точность распознавания тестовых звуков в зависимости от интервала между тестовым и прайм-стимулами. Показано, что у детей с типичным развитием имеет место модально-специфический характер межсенсорной интеграции концентрация внимания на значимых признаках гетеросенсорных объектов. У детей с задержкой психического развития выраженность прайминг-эффекта снижена, что свидетельствует о нарушении процессов межсенсорной интеграции, степень которых коррелирует с уровнем речевого развития ребенка. У детей с расстройствами аутистического спектра влияние прайм-стимула на точность и скорость различения тестовых стимулов отсутствовало. Показано, что тренировка процессов межсенсорной интеграции приводит к улучшению антиципационных способностей детей с нарушением развития, что открывает возможности для разработки путей коррекции антиципационной состоятельности детей с расстройствами аутистического спектра.