В статье представлен анализ проблемы взаимосвязи сенсомоторного развития детей
с продуктивнoстью в учебной деятельности. Из этой проблемы следует, что включение смысловой
направленности заданий, побуждение ребенка к инициативности, включение двигательной активности
в развивающие программы является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. Целью
данной работы является теоретическое обоснование предлагаемого метода сенсомоторной интеграции
«Совопрактика». В теоретическом обосновании мы опираемся на требования со стороны педагогики
развивающих программ и на современные подходы к развитию когнитивных функций (в частности,
на функциональную структуру интеллекта Б. М. Величковского (Величковский 2006), которые
представлены в структуре занятий по методу сенсомоторной интеграции «Совопрактика».
Материалы и методы. Авторы статьи описывают метод сенсомоторной интеграции «Совопрактика»,
который направлен на развитие и построение смысловой структуры восприятия и действия в потоке
информации от органов чувств. Метод представляет собой интеграцию моторных, сенсорных
и когнитивных систем и процессов при помощи смыслов действий, конкретных целей и задач
в программах коррекции. В качестве методологического основания метода были выбраны подход
Н. А. Бернштейна и Б. М. Величкoвского, теория уровневого строения и развития движений и теория
функциональной структуры интеллекта.
Результаты исследования. В статье приведены данные об улучшении показателей социального
интеллекта у детей 6–8 лет после прохождения занятий, включающих метод сенсомоторной интеграции
«Совопрактика». Описан подробный план занятий по методу сенсомоторной интеграции «Совопрактика»,
в котором представлены этапы формирования познавательной и двигательной активности. С помощью
сравнения с контрольной группой, где развитие социально-эмоционального интеллекта осуществлялось
без включения моторной активности, показано, что занятия по методу сенсомоторной интеграции
приводят к росту показателей социального интеллекта у детей.
Заключение. Описывается перспектива развития будущих исследований по методу «Совопрактика».
Подчеркивается, что в подготовке детей приобретают ценность не столько обширные знания или
конкретные навыки, сколько опыт самостоятельной активности в неопределенной среде