Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Вопрос о возвращении мощей святых Русской православной церкви в контексте сталинской религиозной оттепели. / Кашеваров, А.Н.
In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, Vol. 63, No. 1, 2018, p. 122-135.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Вопрос о возвращении мощей святых Русской православной церкви в контексте сталинской религиозной оттепели
AU - Кашеваров, А.Н.
N1 - Кашеваров А.Н. Вопрос о возвращении мощей святых Русской православной церкви в контексте сталинской религиозной оттепели // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2018. Т. 63. Вып. 1. С. 122–135. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2018.108
PY - 2018
Y1 - 2018
N2 - Основная цель статьи — составить целостное представление о судьбе мощей православных святых в контексте государственно-церковных отношений периода 1943–1948 гг., когда состоялось частичное возрождение традиционных форм церковной жизни. Курс советского правительства на нормализацию государственно-церковных отношений вызвал у верующих и священноначалия Московской Патриархии надежды на возвращение церкви святых мощей, уцелевших в годы антирелигиозных кампаний и хранившихся в различных музеях страны. Однако позиция Совета по делам Русской православной церкви заключалась в том, чтобы не допустить массовой передачи церкви этих святынь, ограничившись возвращением лишь нескольких реликвий, которое должно было скорее символизировать улучшение положения церкви в Советском Союзе. На основе архивных материалов, прежде всего документов Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР и писем патриарха Алексия I, в статье показано, как благодаря настойчивым ходатайствам духовенства и верующих, обращавшихся в высшие органы государственной власти, церкви были возвращены мощи десяти русских святых. Кроме этих исторических источников в статье использовано 20 исследовательских работ. В отличие от конфискации святых мощей в 1918–1920 гг., сопровождавшейся «разоблачительной» пропагандистской кампанией, частичное возвращение мощей во второй половине 1940-х годов происходило как бы втайне от общества, становилось в основном достоянием постоянных прихожан православных храмов. Атеистическая власть не хотела привлекать общественное внимание к отдельным случаям возвращения Русской православной церкви святых мощей, поскольку это лишний раз свидетельствовало о частичной ревизии прежней религиозной политики, проводившейся в 1920–1930-х годах, способствовало притоку паломников и богомольцев к возвращенным святыням, а следовательно, и усилению позиций церкви в советском обществе. Охлаждение советского государства к Русской православной церкви во второй половине 1948 г. остановило процесс возвращения ей мощей святых.
AB - Основная цель статьи — составить целостное представление о судьбе мощей православных святых в контексте государственно-церковных отношений периода 1943–1948 гг., когда состоялось частичное возрождение традиционных форм церковной жизни. Курс советского правительства на нормализацию государственно-церковных отношений вызвал у верующих и священноначалия Московской Патриархии надежды на возвращение церкви святых мощей, уцелевших в годы антирелигиозных кампаний и хранившихся в различных музеях страны. Однако позиция Совета по делам Русской православной церкви заключалась в том, чтобы не допустить массовой передачи церкви этих святынь, ограничившись возвращением лишь нескольких реликвий, которое должно было скорее символизировать улучшение положения церкви в Советском Союзе. На основе архивных материалов, прежде всего документов Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР и писем патриарха Алексия I, в статье показано, как благодаря настойчивым ходатайствам духовенства и верующих, обращавшихся в высшие органы государственной власти, церкви были возвращены мощи десяти русских святых. Кроме этих исторических источников в статье использовано 20 исследовательских работ. В отличие от конфискации святых мощей в 1918–1920 гг., сопровождавшейся «разоблачительной» пропагандистской кампанией, частичное возвращение мощей во второй половине 1940-х годов происходило как бы втайне от общества, становилось в основном достоянием постоянных прихожан православных храмов. Атеистическая власть не хотела привлекать общественное внимание к отдельным случаям возвращения Русской православной церкви святых мощей, поскольку это лишний раз свидетельствовало о частичной ревизии прежней религиозной политики, проводившейся в 1920–1930-х годах, способствовало притоку паломников и богомольцев к возвращенным святыням, а следовательно, и усилению позиций церкви в советском обществе. Охлаждение советского государства к Русской православной церкви во второй половине 1948 г. остановило процесс возвращения ей мощей святых.
KW - мощи святых
KW - Русская ПРавославная Церковь
KW - патриарх Алексий I
KW - верующие
KW - православное духовенство
KW - советское государство
KW - И.В. Сталин
KW - Совет по делам Русской православной церкви
KW - Г.Г. Карпов
KW - relics of saints
KW - Russian Orthodox Church
KW - patriarch Alexis I
KW - believers
KW - Orthodox clergy
KW - SOVIET STATE
KW - Stalin
KW - Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church
KW - G.G.Karpov
UR - http://vestnik.spbu.ru/html18/s02/s02v1/08.pdf
M3 - статья
VL - 63
SP - 122
EP - 135
JO - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ
JF - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ
SN - 1812-9323
IS - 1
ER -
ID: 36121051