Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{852c2c9ac2e14e60a6e6c7a005f8f005,
title = "Сенсомоторный компонент в функциональной структуре интеллекта при оценке умственного развития детей дошкольного возраста",
abstract = "В статье представлен обзор современных, частоиспользуемых методик диагностики умственногоразвития детей дошкольного возраста. Проведенанализ тестов с точки зрения содержания в нихзаданий, отражающих сенсомоторное развитиеребенка. Представлены результаты анализа, которыедемонстрируют разрозненность используемыхзаданий, преобладание отдельных типов посравнению с другими, что, в конечном счете,усложняет процесс диагностики, если необходимополучить полную картину сенсомоторного развитияв каждом конкретном случае. Во введенииобоснована актуальность исследованиясенсомоторного развития в дошкольном возрасте ипредлагается теоретический подход, согласнокоторому можно выбирать и использовать тестовыезадания в диагностическом процессе. В качествеоснования предлагается рассматривать теориюуровневой организации движений Н.А. Бернштейнаи модель функциональной структурыпознавательных процессов Б.М. Величковского",
keywords = "дошкольный возраст, сенсомоторное развитие, функциональная структура интеллекта",
author = "Мамина, {Татьяна Михайловна} and Карпинская, {Валерия Юльевна} and Романова-Африкантова, {Наталия Игоревна} and Андрющенко, {Екатерина Александровна}",
note = "Агрис А.Р. Дефицит нейродинамических компонентов деятельности у детей с трудностями обучения: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2014. 208 с. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Вестник Минского университета, 2019. Том 7. № 1. С. 10. doi:10.26795/2307-1281-2019-7-1-10 Безруких М.М. Ступеньки к школе. Образовательная программа дошкольного образования. М., Дрофа, 2018. 100 с. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., Физкультура и спорт, 1991. 287 с. Биктина Н.Н. Экспериментальное исследование предупреждения ранних проявлений школьной дезадаптации у детей 6-7 лет // Психологическая наука и образование, 2009. Том 1. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2009/n3/Bikitina.shtml (Дата обращения: 16.09.2020). Блайт С.Г. Оценка нейромоторной готовности к обучению: диагностический тест уровня развития от ИНФП и школьная коррекционная программа: Пер. с англ. Н.О. Давыдовой. М., Линка-Пресс, 2017. 96 с. Большакова О.А., Воробьева Г.Е. Изучение сформированности графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ // Современные тенденции развития науки и технологий, 2016. Том 1. № 8. С. 80-81. Величковский Б.М. Функциональная структура познавательных процессов: Дисс. … докт. психол. наук. М., МГУ, 1986. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 2: учебник для вузов. М., Юрайт, 2002. 386 с. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. СПб., Питер, 2008. 80 с. Горшкова Е.В., Рыжова Е.Ю. Психолого-педагогическая оценка развития движений у детей 5-7 лет // Психологическая наука и образование, 2019. Том 24. № 3. С. 85-94. doi: 10.17759/pse.2019240308 Дьяченко О.М. К проблеме диагностики умственного развития детей дошкольного возраста (3-7 лет) // Психологическая наука и образование, 1997. Том 2. № 2. С. 20- 27. Запорожец А.В., Зинченко В.П. Восприятие, движение, действие // Познавательные процессы: ощущения, восприятие, 1982. Инструментарий для проведения педагогической диагностики воспитанников дошкольных групп (Физическое развитие) [Электронный ресурс] // Мониторинги в системе дошкольного образования. URL: http://mcko.ru/pages/preschool_education (Дата обращения: 20.09.2020). Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития. Прага, 1978. 388 с. Камардина И.О., Ахутина Т.В. Коррекционно-развивающая помощь детям с трудностями обучения, основанная на идеях Л.С. Выготского и А.Р. Лурии: анализ эффективности // Культурно-историческая психология, 2008. Том 4. № 1. С. 58-69. Петербургский психологический журнал ISSN: 2225-7527 16 Киселёв С.Ю., Пермякова М.Е., Лапшин Ю.Ю. Исследование нейропсихологического профиля у детей со специфическими нарушениями речи // Культурно-историческая психология, 2007. Том 1. № 2. С. 84-92. Коногорская С.А. Прогностические возможности пространственных и вербальных тестов в диагностике возникновения трудностей обучения у младших школьников // Вестник ТГПУ, 2013. Том 5. № 133. С. 149-154. Лови О.В. Зрительно-моторный Бендер гештальт-тест [Электронный ресурс]: руководство. М., Когито-Центр, 2008. 42 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/15531.html– ЭБС «IPRbooks» (Дата обращения: 16.09.2020) Поддъякова О.С., Челышева М.В. Практикум по нейропсихологии: учебное пособие. М., МГМСУ, 2014. 61 с. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. М., Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 464 с. Тереньтева Е.П., Комарова О.Н. Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста // Материалы III Межвузовской студенческой научнопрактической конференции «Психология в моей будущей профессии». М., Перо, 2019. С. 86-92. Титова Ю.О., Фролова О.С., Чуланова О.В. Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в рамках нейропсихологического подхода // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2015. № 5. С. 44-63. Туровская Н.Г. Особенности когнитивного развития детей с эпилептиформной активностью на ЭЭГ // Психиатрия, 2016. Том 3. № 71. С. 30-39. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 2-ое изд. СПб., Питер, 2002. 272 с. Ягина Е.Н., Запесоцкая И.В. Особенности графомоторных навыков у младших школьников с РАС // Материалы IX Всероссийской конференции с международным участием «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход», 21- 22 ноября 2019. Курск, КГМУ, 2019. С. 237-245. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., ГП «Иматон», 1999. Ясюкова Л.А. Исследование зрительно-моторной координации у первоклассников // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, 2006. Том 1. № 6. С. 64-70. Amdurer E., Boyatzis R.E., Saatcioglu A., Smith M.L., Taylor S.N. Long term impact of emotional, social and cognitive intelligence competencies and GMAT on career and life satisfaction and career success // Frontiers in Psychology, 2014. Vol. 5. P. 1447. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01447 Becker K.A. History of the Stanford-Binet intelligence scales: Content and psychometrics. Stanford-Binet Intelligence Scales, Fifth Edition Assessment Service Bulletin No. 1. Itasca, IL: Riverside Publishing, 2003. Boake C. From the Binet-Simon to the Wechsler-Bellevue: Tracing the History of Intelligence Testing // Journal of clinical and experimental neuropsychology, 2002. No. 24. Pp. 383- 405. Cattell J.McK. Mental tests and measurements // Mind, 1890. Vol. 15. No. 59. Pp.373-381. Петербургский психологический журнал ISSN: 2225-7527 17 Cooper R.K., Sawaf A. Executive EQ: Emotional intelligence in leaders and organizations. New York, Grosset, Putnam, 1997. Frostig M., Lefever W., Maslow P., Whittlesey R.B. Marianne Frostig developmental test of visual perception. Consulting Psychologists Press, 1964. Goldstein H. A response to assessment and learning: fields apart? // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice, 2017. Vol. 24. No. 3. Pp. 388-393. doi: 10.1080/0969594X.2017.1319337 Hoag J.K. Developing the Brain Through Movement. A Research Proposal Submitted in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of masters of education, 2015. Ivanoviс B.L., Sto{\v s}oviс D.I., Nikoliс S., Medenica V. Does neuromotor immaturity represents a risk for acquiring basic academic skills in school-age children? // Vojnosanitetski pregled, 2019. Vol. 76. No. 10. Pp. 1062-1070. doi:10.2298/VSP170417011I Thelen E. Grounded in the World: Developmented origins of embodied mind // Infancy, 2000. Vol. 1. No. 1. Pp. 3-28.",
year = "2020",
language = "русский",
pages = "1",
journal = "Петербургский психологический журнал",
issn = "2225-7527",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "33",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Сенсомоторный компонент в функциональной структуре интеллекта при оценке умственного развития детей дошкольного возраста

AU - Мамина, Татьяна Михайловна

AU - Карпинская, Валерия Юльевна

AU - Романова-Африкантова, Наталия Игоревна

AU - Андрющенко, Екатерина Александровна

N1 - Агрис А.Р. Дефицит нейродинамических компонентов деятельности у детей с трудностями обучения: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2014. 208 с. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Вестник Минского университета, 2019. Том 7. № 1. С. 10. doi:10.26795/2307-1281-2019-7-1-10 Безруких М.М. Ступеньки к школе. Образовательная программа дошкольного образования. М., Дрофа, 2018. 100 с. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., Физкультура и спорт, 1991. 287 с. Биктина Н.Н. Экспериментальное исследование предупреждения ранних проявлений школьной дезадаптации у детей 6-7 лет // Психологическая наука и образование, 2009. Том 1. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2009/n3/Bikitina.shtml (Дата обращения: 16.09.2020). Блайт С.Г. Оценка нейромоторной готовности к обучению: диагностический тест уровня развития от ИНФП и школьная коррекционная программа: Пер. с англ. Н.О. Давыдовой. М., Линка-Пресс, 2017. 96 с. Большакова О.А., Воробьева Г.Е. Изучение сформированности графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ // Современные тенденции развития науки и технологий, 2016. Том 1. № 8. С. 80-81. Величковский Б.М. Функциональная структура познавательных процессов: Дисс. … докт. психол. наук. М., МГУ, 1986. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 2: учебник для вузов. М., Юрайт, 2002. 386 с. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. СПб., Питер, 2008. 80 с. Горшкова Е.В., Рыжова Е.Ю. Психолого-педагогическая оценка развития движений у детей 5-7 лет // Психологическая наука и образование, 2019. Том 24. № 3. С. 85-94. doi: 10.17759/pse.2019240308 Дьяченко О.М. К проблеме диагностики умственного развития детей дошкольного возраста (3-7 лет) // Психологическая наука и образование, 1997. Том 2. № 2. С. 20- 27. Запорожец А.В., Зинченко В.П. Восприятие, движение, действие // Познавательные процессы: ощущения, восприятие, 1982. Инструментарий для проведения педагогической диагностики воспитанников дошкольных групп (Физическое развитие) [Электронный ресурс] // Мониторинги в системе дошкольного образования. URL: http://mcko.ru/pages/preschool_education (Дата обращения: 20.09.2020). Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития. Прага, 1978. 388 с. Камардина И.О., Ахутина Т.В. Коррекционно-развивающая помощь детям с трудностями обучения, основанная на идеях Л.С. Выготского и А.Р. Лурии: анализ эффективности // Культурно-историческая психология, 2008. Том 4. № 1. С. 58-69. Петербургский психологический журнал ISSN: 2225-7527 16 Киселёв С.Ю., Пермякова М.Е., Лапшин Ю.Ю. Исследование нейропсихологического профиля у детей со специфическими нарушениями речи // Культурно-историческая психология, 2007. Том 1. № 2. С. 84-92. Коногорская С.А. Прогностические возможности пространственных и вербальных тестов в диагностике возникновения трудностей обучения у младших школьников // Вестник ТГПУ, 2013. Том 5. № 133. С. 149-154. Лови О.В. Зрительно-моторный Бендер гештальт-тест [Электронный ресурс]: руководство. М., Когито-Центр, 2008. 42 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/15531.html– ЭБС «IPRbooks» (Дата обращения: 16.09.2020) Поддъякова О.С., Челышева М.В. Практикум по нейропсихологии: учебное пособие. М., МГМСУ, 2014. 61 с. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. М., Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 464 с. Тереньтева Е.П., Комарова О.Н. Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста // Материалы III Межвузовской студенческой научнопрактической конференции «Психология в моей будущей профессии». М., Перо, 2019. С. 86-92. Титова Ю.О., Фролова О.С., Чуланова О.В. Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в рамках нейропсихологического подхода // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2015. № 5. С. 44-63. Туровская Н.Г. Особенности когнитивного развития детей с эпилептиформной активностью на ЭЭГ // Психиатрия, 2016. Том 3. № 71. С. 30-39. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 2-ое изд. СПб., Питер, 2002. 272 с. Ягина Е.Н., Запесоцкая И.В. Особенности графомоторных навыков у младших школьников с РАС // Материалы IX Всероссийской конференции с международным участием «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход», 21- 22 ноября 2019. Курск, КГМУ, 2019. С. 237-245. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., ГП «Иматон», 1999. Ясюкова Л.А. Исследование зрительно-моторной координации у первоклассников // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, 2006. Том 1. № 6. С. 64-70. Amdurer E., Boyatzis R.E., Saatcioglu A., Smith M.L., Taylor S.N. Long term impact of emotional, social and cognitive intelligence competencies and GMAT on career and life satisfaction and career success // Frontiers in Psychology, 2014. Vol. 5. P. 1447. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01447 Becker K.A. History of the Stanford-Binet intelligence scales: Content and psychometrics. Stanford-Binet Intelligence Scales, Fifth Edition Assessment Service Bulletin No. 1. Itasca, IL: Riverside Publishing, 2003. Boake C. From the Binet-Simon to the Wechsler-Bellevue: Tracing the History of Intelligence Testing // Journal of clinical and experimental neuropsychology, 2002. No. 24. Pp. 383- 405. Cattell J.McK. Mental tests and measurements // Mind, 1890. Vol. 15. No. 59. Pp.373-381. Петербургский психологический журнал ISSN: 2225-7527 17 Cooper R.K., Sawaf A. Executive EQ: Emotional intelligence in leaders and organizations. New York, Grosset, Putnam, 1997. Frostig M., Lefever W., Maslow P., Whittlesey R.B. Marianne Frostig developmental test of visual perception. Consulting Psychologists Press, 1964. Goldstein H. A response to assessment and learning: fields apart? // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice, 2017. Vol. 24. No. 3. Pp. 388-393. doi: 10.1080/0969594X.2017.1319337 Hoag J.K. Developing the Brain Through Movement. A Research Proposal Submitted in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of masters of education, 2015. Ivanoviс B.L., Stošoviс D.I., Nikoliс S., Medenica V. Does neuromotor immaturity represents a risk for acquiring basic academic skills in school-age children? // Vojnosanitetski pregled, 2019. Vol. 76. No. 10. Pp. 1062-1070. doi:10.2298/VSP170417011I Thelen E. Grounded in the World: Developmented origins of embodied mind // Infancy, 2000. Vol. 1. No. 1. Pp. 3-28.

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - В статье представлен обзор современных, частоиспользуемых методик диагностики умственногоразвития детей дошкольного возраста. Проведенанализ тестов с точки зрения содержания в нихзаданий, отражающих сенсомоторное развитиеребенка. Представлены результаты анализа, которыедемонстрируют разрозненность используемыхзаданий, преобладание отдельных типов посравнению с другими, что, в конечном счете,усложняет процесс диагностики, если необходимополучить полную картину сенсомоторного развитияв каждом конкретном случае. Во введенииобоснована актуальность исследованиясенсомоторного развития в дошкольном возрасте ипредлагается теоретический подход, согласнокоторому можно выбирать и использовать тестовыезадания в диагностическом процессе. В качествеоснования предлагается рассматривать теориюуровневой организации движений Н.А. Бернштейнаи модель функциональной структурыпознавательных процессов Б.М. Величковского

AB - В статье представлен обзор современных, частоиспользуемых методик диагностики умственногоразвития детей дошкольного возраста. Проведенанализ тестов с точки зрения содержания в нихзаданий, отражающих сенсомоторное развитиеребенка. Представлены результаты анализа, которыедемонстрируют разрозненность используемыхзаданий, преобладание отдельных типов посравнению с другими, что, в конечном счете,усложняет процесс диагностики, если необходимополучить полную картину сенсомоторного развитияв каждом конкретном случае. Во введенииобоснована актуальность исследованиясенсомоторного развития в дошкольном возрасте ипредлагается теоретический подход, согласнокоторому можно выбирать и использовать тестовыезадания в диагностическом процессе. В качествеоснования предлагается рассматривать теориюуровневой организации движений Н.А. Бернштейнаи модель функциональной структурыпознавательных процессов Б.М. Величковского

KW - дошкольный возраст, сенсомоторное развитие, функциональная структура интеллекта

M3 - статья

SP - 1

JO - Петербургский психологический журнал

JF - Петербургский психологический журнал

SN - 2225-7527

IS - 33

ER -

ID: 76916049