Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Объективные методы изучения детского языкового развития в естественных условиях и в рамках тестирования. / Жукова, Марина Андреевна; Манасевич, Виктория Алексеевна; Голованова, Ирина Валерьевна; Летягин, Павел Игоревич; Ульянова, Таисия Андреевна; Тихонова, София Станиславовна.
In: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, Vol. 19, No. 4, 31.12.2022, p. 862-878.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Объективные методы изучения детского языкового развития в естественных условиях и в рамках тестирования
AU - Жукова, Марина Андреевна
AU - Манасевич, Виктория Алексеевна
AU - Голованова, Ирина Валерьевна
AU - Летягин, Павел Игоревич
AU - Ульянова, Таисия Андреевна
AU - Тихонова, София Станиславовна
PY - 2022/12/31
Y1 - 2022/12/31
N2 - Представлены особенности применения различных подходов к анализу языкового развития ребенка на примере наиболее часто используемых в исследованиях и клинической практике методов. Описаны преимущества и ограничения лонгитюдного метода изучения языковых навыков, ведения звукозаписей, анализа корпусных данных и транскриптов. Обсуждаются технические возможности регистрации языковой среды ребенка (технология LENA), позволяющей с помощью диктофонных записей приблизиться к наиболее экологически валидной оценке языкового окружения ребенка. Приводятся сведения об анализе корпусных данных посредством транскрибирования диалогов ребенка и взрослого, а также об изучении лингвистических показателей речи ребенка и сравнении их с группой того же возраста. Предлагается обзор наиболее распространенных в мировой практике опросных методов, оценивающих коммуникацию, лексическое развитие, а также тестов непосредственной оценки языкового развития. Среди инструментов, доступных для использования в русскоязычной популяции, рассматриваются Макартуровский опросник CDI и методика PLS-5. При этом видится актуальным процесс интеграции отечественных исследований в мировую научную среду путем адаптации методов, применяемых на различных выборках, для оценки языкового развития детей.
AB - Представлены особенности применения различных подходов к анализу языкового развития ребенка на примере наиболее часто используемых в исследованиях и клинической практике методов. Описаны преимущества и ограничения лонгитюдного метода изучения языковых навыков, ведения звукозаписей, анализа корпусных данных и транскриптов. Обсуждаются технические возможности регистрации языковой среды ребенка (технология LENA), позволяющей с помощью диктофонных записей приблизиться к наиболее экологически валидной оценке языкового окружения ребенка. Приводятся сведения об анализе корпусных данных посредством транскрибирования диалогов ребенка и взрослого, а также об изучении лингвистических показателей речи ребенка и сравнении их с группой того же возраста. Предлагается обзор наиболее распространенных в мировой практике опросных методов, оценивающих коммуникацию, лексическое развитие, а также тестов непосредственной оценки языкового развития. Среди инструментов, доступных для использования в русскоязычной популяции, рассматриваются Макартуровский опросник CDI и методика PLS-5. При этом видится актуальным процесс интеграции отечественных исследований в мировую научную среду путем адаптации методов, применяемых на различных выборках, для оценки языкового развития детей.
KW - языковое развитие
KW - лонгитюдный метод
KW - языковая среда ребенка
KW - опросные методы
KW - анализ корпусных данных
KW - Макартуровский опросник
UR - https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/33161
M3 - статья
VL - 19
SP - 862
EP - 878
JO - ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
JF - ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
SN - 2313-1683
IS - 4
ER -
ID: 101553706