Что такое инфраструктура? Для чего и как она формируется? Какие функции выполняет? Чему и кому служит?
Имеет ли свои национальные особенности и природу? Все эти и многие, многие другие вопросы принципиально важны для научного решения этой проблемы. Соответственно и подходов к ее решению существует великое множество.
На первый план выходит экономико-теоретическое представление об экономической сущности инфраструктуры. Но
возможны также философско-логическая, финансовая, фискальная, кредитная, отраслевая, региональная и другие модели анализа, размышлений, рассуждений. Авторам представляется, что немалый интерес для генезиса понятия инфраструктуры дает в частности рассмотрение исторического процесса ее развития. Такой подход немаловажен еще и
потому, что позволяет выявлять национальные особенности и исторические пути становления и утверждения инфраструктуры, ее отраслевую специфику.
В статье показан ряд важных методологических подходов к теоретическому решению проблемы. В частности,
заслуживает внимания положение о том, что к развитию инфраструктуры следует подходить с точки зрения пространственного единства в рамках региона, страны, мирового сообщества. Инфраструктуре как общественно-экономическому и социальному явлению противопоказана исключительная ориентация на прибыльность, доходность. Ибо сколь
бы существенную роль ни играли данные факторы, к ним не сводятся место и роль инфраструктуры. Главное ее назначение – способствовать максимально успешному развитию существующих и перспективных отраслей материального производства, социальной сферы, науки, культуры. Если инфраструктура приносит прибыль, но не решает указанных задач, она бесполезна и даже вредна, поскольку социум при таких условиях развиваться не может. Особая,
вспомогательная и в то же время необходимая роль инфраструктуры в прогрессе общества носит, на наш взгляд, абсолютный характер.
Сугубо исторический аспект статьи не только не опровергает, но и подтверждает сказанное выше. Исторически
и логически зарождение первых зачатков инфраструктуры в нашей стране относится именно к данному периоду.
И ничего не меняет в существе дела тот факт, что сам термин «инфраструктура» появился почти три четверти века спустя.