Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{2e4ee3fa05c0470ba92b2bf7d95dca8c,
title = "Проявления подросткового кризиса и психологические проблемы старших подростков в связи с акцентуациями характера",
abstract = "Статья посвящена анализу взаимосвязей проявлений подросткового кризиса и психологических проблем подростков с акцентуациями характера. В исследовании приняли участие 50 учащихся 10 классов общеобразовательных школ (27 девушек, 23 юноши) в возрасте 16-17 лет из Красноярска. Методики: опросник выраженности симптомов подросткового кризиса В.Е. Василенко (форма для подростков), методика {"}Сильные стороны и трудности{"} Р. Гудмана, тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда «Акцентуации характера и темперамента личности» в адаптации Ю.В. Кортневой. Первая гипотеза о том, что негативистские, нейтральные и амбивалентные симптомы подросткового кризиса могут сильнее проявляться при более выраженных акцентуациях характера, подтвердилась, при этом больше всего корреляций выявлено у показателей возбудимого и циклотимного типов. Корреляционный анализ также подтвердил вторую гипотезу - симптоматика подросткового кризиса и выраженность психологических проблем могут иметь свою специфику в зависимости от разных акцентуаций. Регрессионный анализ подтвердил третью гипотезу - типы акцентуаций характера могут выступать предикторами выраженности кризиса и психологических проблем подростков. Так, возбудимый тип акцентуации является предиктором для повышения выраженности подросткового кризиса, а также наряду с тревожным и циклотимным типами – предиктором эмоционально-поведенческих проблем. В то же время гипертимный тип может снижать количество психологических проблем у подростков, а эмотивный тип – снижать гиперактивность у подростков. Выявлена половая специфика взаимосвязей выраженности кризиса и психологических проблем с типами акцентуаций. ",
keywords = "подростковый кризис, симптомы кризиса, психологические проблемы, акцентуации характера, старшие подростки",
author = "Мельникова, {Елизавета Сергеевна} and Василенко, {Виктория Евгеньевна}",
note = "Мельникова Е.С., Василенко В.Е. Проявления подросткового кризиса и психологические проблемы старших подростков в связи с акцентуациями характера // Петербургский психологический журнал. 2025. №51. С. 58-102",
year = "2025",
language = "русский",
pages = "58--102",
journal = "Петербургский психологический журнал",
issn = "2225-7527",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "51",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Проявления подросткового кризиса и психологические проблемы старших подростков в связи с акцентуациями характера

AU - Мельникова, Елизавета Сергеевна

AU - Василенко, Виктория Евгеньевна

N1 - Мельникова Е.С., Василенко В.Е. Проявления подросткового кризиса и психологические проблемы старших подростков в связи с акцентуациями характера // Петербургский психологический журнал. 2025. №51. С. 58-102

PY - 2025

Y1 - 2025

N2 - Статья посвящена анализу взаимосвязей проявлений подросткового кризиса и психологических проблем подростков с акцентуациями характера. В исследовании приняли участие 50 учащихся 10 классов общеобразовательных школ (27 девушек, 23 юноши) в возрасте 16-17 лет из Красноярска. Методики: опросник выраженности симптомов подросткового кризиса В.Е. Василенко (форма для подростков), методика "Сильные стороны и трудности" Р. Гудмана, тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда «Акцентуации характера и темперамента личности» в адаптации Ю.В. Кортневой. Первая гипотеза о том, что негативистские, нейтральные и амбивалентные симптомы подросткового кризиса могут сильнее проявляться при более выраженных акцентуациях характера, подтвердилась, при этом больше всего корреляций выявлено у показателей возбудимого и циклотимного типов. Корреляционный анализ также подтвердил вторую гипотезу - симптоматика подросткового кризиса и выраженность психологических проблем могут иметь свою специфику в зависимости от разных акцентуаций. Регрессионный анализ подтвердил третью гипотезу - типы акцентуаций характера могут выступать предикторами выраженности кризиса и психологических проблем подростков. Так, возбудимый тип акцентуации является предиктором для повышения выраженности подросткового кризиса, а также наряду с тревожным и циклотимным типами – предиктором эмоционально-поведенческих проблем. В то же время гипертимный тип может снижать количество психологических проблем у подростков, а эмотивный тип – снижать гиперактивность у подростков. Выявлена половая специфика взаимосвязей выраженности кризиса и психологических проблем с типами акцентуаций.

AB - Статья посвящена анализу взаимосвязей проявлений подросткового кризиса и психологических проблем подростков с акцентуациями характера. В исследовании приняли участие 50 учащихся 10 классов общеобразовательных школ (27 девушек, 23 юноши) в возрасте 16-17 лет из Красноярска. Методики: опросник выраженности симптомов подросткового кризиса В.Е. Василенко (форма для подростков), методика "Сильные стороны и трудности" Р. Гудмана, тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда «Акцентуации характера и темперамента личности» в адаптации Ю.В. Кортневой. Первая гипотеза о том, что негативистские, нейтральные и амбивалентные симптомы подросткового кризиса могут сильнее проявляться при более выраженных акцентуациях характера, подтвердилась, при этом больше всего корреляций выявлено у показателей возбудимого и циклотимного типов. Корреляционный анализ также подтвердил вторую гипотезу - симптоматика подросткового кризиса и выраженность психологических проблем могут иметь свою специфику в зависимости от разных акцентуаций. Регрессионный анализ подтвердил третью гипотезу - типы акцентуаций характера могут выступать предикторами выраженности кризиса и психологических проблем подростков. Так, возбудимый тип акцентуации является предиктором для повышения выраженности подросткового кризиса, а также наряду с тревожным и циклотимным типами – предиктором эмоционально-поведенческих проблем. В то же время гипертимный тип может снижать количество психологических проблем у подростков, а эмотивный тип – снижать гиперактивность у подростков. Выявлена половая специфика взаимосвязей выраженности кризиса и психологических проблем с типами акцентуаций.

KW - подростковый кризис

KW - симптомы кризиса

KW - психологические проблемы

KW - акцентуации характера

KW - старшие подростки

UR - https://ppj.spbpo.ru/psy/article/view/437

M3 - статья

SP - 58

EP - 102

JO - Петербургский психологический журнал

JF - Петербургский психологический журнал

SN - 2225-7527

IS - 51

ER -

ID: 140131007