Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
«Татарские стрелы» и «византийские копья»: крымские татары и турки-османы в творчестве Киприана Жоховского. / Медведев, Кирилл Максимович.
In: Новое прошлое / The New Past, No. 1, 2025, p. 134-148.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - «Татарские стрелы» и «византийские копья»: крымские татары и турки-османы в творчестве Киприана Жоховского
AU - Медведев, Кирилл Максимович
PY - 2025
Y1 - 2025
N2 - В статье рассматривается, как изображались и какое место занимали турки-османы и крымские татары в проповедях и полемических произведениях одного из выдающихся деятелей униатской церкви в Речи Посполитой — Киприана Жоховского, униатского митрополита «всея Руси» в 1674–1693 гг. Отмечается, что в рамках заочной полемики с конфессиональными противниками Жоховский часто апеллировал к бедственному положению христиан под властью мусульман, изображая тех орудиями Божественного гнева, направленного против «схизматиков» и «еретиков», тем самым призывая всех сплотиться вокруг «истинной» католической церкви. С другой стороны, василианин отмечал полное подчинение Константинопольского патриархата османским властям, их покровительство по отношению к православным в Речи Посполитой, а также симпатии самих православных по отношению к Османской империи. Исходя из этого, он оправдывал ограничения и репрессии по отношению к не-католикам, дабы обезопасить саму Польшу от Божественного наказания и оградить от опасного влияния со стороны Стамбула. Констатируется, что, несмотря на данные апелляции, сами турки-османы и крымские татары мало интересовали Киприана Жоховского, а их образы были ему важны в первую очередь именно для утверждения «истинности» и «праведности» католической веры. В рамках подобного дискурса он также прославлял католиков, боровшихся против «магометан», как бы противопоставляя их в этом православным, которые, наоборот, молятся за главного врага всех христиан — османского султана.
AB - В статье рассматривается, как изображались и какое место занимали турки-османы и крымские татары в проповедях и полемических произведениях одного из выдающихся деятелей униатской церкви в Речи Посполитой — Киприана Жоховского, униатского митрополита «всея Руси» в 1674–1693 гг. Отмечается, что в рамках заочной полемики с конфессиональными противниками Жоховский часто апеллировал к бедственному положению христиан под властью мусульман, изображая тех орудиями Божественного гнева, направленного против «схизматиков» и «еретиков», тем самым призывая всех сплотиться вокруг «истинной» католической церкви. С другой стороны, василианин отмечал полное подчинение Константинопольского патриархата османским властям, их покровительство по отношению к православным в Речи Посполитой, а также симпатии самих православных по отношению к Османской империи. Исходя из этого, он оправдывал ограничения и репрессии по отношению к не-католикам, дабы обезопасить саму Польшу от Божественного наказания и оградить от опасного влияния со стороны Стамбула. Констатируется, что, несмотря на данные апелляции, сами турки-османы и крымские татары мало интересовали Киприана Жоховского, а их образы были ему важны в первую очередь именно для утверждения «истинности» и «праведности» католической веры. В рамках подобного дискурса он также прославлял католиков, боровшихся против «магометан», как бы противопоставляя их в этом православным, которые, наоборот, молятся за главного врага всех христиан — османского султана.
KW - Киприан Жоховский
KW - религиозная полемика
KW - Османская империя
KW - Крымское ханство
KW - Речь Посполитая
KW - образ «другого»
UR - https://newpast.sfedu.ru/archive/2025-god/-nakanune-1-2025/tatarskie-strely-i-vizantiyskie-kopya-krymskie-tatary-i-turki-osmany-v-tvorchestve-kipriana-zhokhovs/
U2 - 10.18522/2500-3224-2025-1-134-148
DO - 10.18522/2500-3224-2025-1-134-148
M3 - статья
SP - 134
EP - 148
JO - Новое прошлое
JF - Новое прошлое
SN - 2500-3224
IS - 1
ER -
ID: 144968276