Статья посвящена изучению состояния здоровья государственных служащих. Вопросы охраны здоровья трудоспособного населения включены во многие документы стратегического планирования государства. Однако, если для работающих в промышленном комплексе, в том числе во вредных и (или) опасных условиях труда, нормативное регулирование предполагает широкий спектр требований к условиям труда и лечебно-диагностическим мероприятиям, то контингенты интеллектуальной непроизводственной сферы, в частности, государственные гражданские служащие, обделены вниманием в вопросах здоровьесбережения: отсутствует нормирование труда, требуются механизмы по выявлению и управлению профессиональными рисками, не разработаны программы по укреплению здоровья.
Представленные данные о заболеваемости государственных служащих могут свидетельствовать о существенном влиянии комплекса специфических факторов труда на неблагоприятную динамику в структуре и уровне отдельных групп болезней в течение анализируемого периода, что обуславливает целесообразность своевременного выявления и профилактики воздействия этих факторов. Показано, что обязательная диспансеризация государственных служащих обладает широким набором диагностических исследований с привлечением врачей разных специальностей, ориентирована на раннее выявление заболеваний и состояний, снижающих профессиональное долголетие. Вместе с тем на сегодняшний день нормативное регулирование медицинской профилактики среди исследуемого контингента требует совершенствования в части расширения объем обследований и осмотров, разработки программ по укреплению здоровья и повышению мотивации государственных служащих к ведению здорового образа жизни, снижению воздействия стресс-факторов. Остается нерешенным вопрос о динамическом диспансерном наблюдении за лицами с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями.