Во второй половине XIX в., почти одновременно с учреждением в 1874 г. Всемирного почтового союза (ВПС), в Европе стали открываться почтовые музеи. Этому процессу содействовали следующие причины: достаточно быстрое техническое развитие телеграфной и телефонной связи; стремительное устаревание почтовой техники, позволившее накопить артефакты для выставления их на всеобщее обозрение. Первые почтовые музеи открылись в 1870-е годы в странах — учредительницах ВПС — Германии и России. Задачи и концепции музеев представлялись организаторам по-разному. В Германии пытались охватить историю мировой почты, в России — развитие телеграфа как наисовременнейшего средства связи, Франция демонстрировала желание стать столицей тимбрологии. В создании почтовых музеев, которые рассматривались не только как явления культуры, но и как государственный стратегический элемент, активное участие принимали правительства стран (или соответствующие департаменты). Октябрьская революция 1917 г. в России открыла двери специализированного музея почты для всех желающих: ленинградский музей стал площадкой для проведения досуга и занятий по радиоделу, ставшему популярным в первой половине XX столетия. Мировые войны XX столетия не только изменяли филателистическую тематику, но и влияли на смену экспозиционной деятельности — в хранение были включены уникальные экспонаты. Сегодня почтовые музеи имеются фактически в каждой стране, но далеко не в каждой филателистической продукции отражены этапы их создания и развития. Изображения музеев мировой почты, их создателей и экспонатов в медиапространстве тимбрологии подчеркивают, что почтовые марки, кроме основной своей функции — оплаты почтовых сообщений, выполняют дополнительные — рекламную и познавательную.
Original languageRussian
Pages (from-to)146-160
JournalВопросы музеологии
Volume14
Issue number2
StatePublished - 2023

    Scopus subject areas

  • Arts and Humanities(all)

ID: 119914982