Цель : обобщить опыт внешней политики Российской Федерации по продвижению русского языка и образования на русском языке для зарубежной аудитории на примере деятельности международной волонтерской программы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина «Послы русского языка в мире» за 2015-2018 гг. Методы : институциональный подход вкупе с частными методиками контент- и ивент-анализа помогли исследователю выявить иерархию ведущих отечественных операторов внешней языковой политики и в первом приближении оценить место и роль инструментов молодежной дипломатии в деле продвижения русского языка и образования на русском за рубежом. Системный подход позволил исследовать внешнюю языковую политику России как комплексное явление во всей сложности взаимодействия ее структурных элементов. Результаты : обстоятельный анализ концептуальных основ, приоритетов и целей внешней языковой политики современной России, а также личный опыт участия автора в программе «Послы русского языка в мире» позволили прийти к следующему выводу: международные проекты и программы Института Пушкина, ориентированные на сохранение лингвистического разнообразия в мире через продвижение русского языка и образования на русском за рубежом, вносят значительный вклад в реализацию целей и задач внешней языковой политики Российской Федерации и укрепление международных позиций нашего государства в условиях меняющегося мира. Научная новизна : в настоящей статье опыт образовательно-просветительских экспедиций «Послов русского языка в мире» впервые обобщается не с педагогических или лингвистических, а с международно-политических позиций, в контексте целей и задач внешней языковой политики Российской Федерации на современном этапе. Практическая значимость : основные положения и выводы исследования могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении конкретных форм и методов реализации внешней языковой и культурной политики России, а также они могут представлять интерес для практиков международного культурно-гуманитарного сотрудничества.