DOI

В моделях когнитивного контроля выделяют механизм общей стратегии решения задачи и специфические механизмы контроля конкретных стимулов. Продолжаются дискуссии по поводу того, вследствие работы какой разновидности контроля (стратегического или реактивного) проявляются эффект Граттона и эффект пропорции в тесте Струпа. Эффект Граттона заключается в снижении эффекта Струпа после неконгруэнтного стимула, эффект пропорции — в снижении интерференции при преобладании в пропорции неконгруэнтных cтруп-стимулов. В данном исследовании мы поставили цель проверить, будет ли наблюдаться взаимодействие между этими эффектами. В случае его обнаружения можно говорить, что оба изучаемых эффекта продуцируются работой единого когнитивного механизма. Подобные исследования общей стратегии с помощью методики Струпа включают в себя конгруэнтные и неконгруэнтные стимулы. Конгруэнтные стимулы вызывают эффект фасилитации ответа, который смешивается с эффектом интерференции, что затрудняет конечную интерпретацию. Чтобы этого избежать, мы использовали разную пропорцию неконгруэнтных и нейтральных стимулов. Мы провели три эксперимента, в которых использовалась разная пропорция неконгруэнтных стимулов по сравнению с нейтральными (66:33/33:66 и 80:20/20:80), а также тип дизайна (внутригрупповой и межгрупповой планы). В результате проведенных экспериментов был обнаружен только эффект Граттона — не было обнаружено ни эффекта пропорции, ни значимого взаимодействия эффектов Граттона и эффекта пропорции. Данные результаты сложно объяснить с точки зрения стратегических моделей, которые оба эффекта объясняют изменением глобальной стратегии решения задачи. Учитывая систематическое отсутствие взаимодействия эффекта Граттона с другими эффектами в литературе, можно говорить о том, что он вызван локальной системой контроля, на которую эффект пропорции если и влияет, то незначительно. Обсуждается связь эффекта пропорции и стратегического контроля и факторы, которые ее опосредуют.
Translated title of the contributionStrategy or local control? Interaction of Gratton effect and proportion’s effect in the Stroop test
Original languageRussian
Article number2
Pages (from-to)229-243
Number of pages15
JournalВестник Санкт-Петербургского университета. Психология
Volume13
Issue number2
DOIs
StatePublished - 3 Jun 2023

ID: 108680803