Standard

Особенности детско-родительского взаимодействия и характеристик поведения у детей с расстройствами аутистического спектра. / Плешкова, Наталья Леонидовна; Татаренко, Оксана Владимировна; Севрюгин, Денис Владимирович.

In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, Vol. 11, No. 2, 2021, p. 162-178.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Плешкова, НЛ, Татаренко, ОВ & Севрюгин, ДВ 2021, 'Особенности детско-родительского взаимодействия и характеристик поведения у детей с расстройствами аутистического спектра', ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, vol. 11, no. 2, pp. 162-178.

APA

Плешкова, Н. Л., Татаренко, О. В., & Севрюгин, Д. В. (2021). Особенности детско-родительского взаимодействия и характеристик поведения у детей с расстройствами аутистического спектра. ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, 11(2), 162-178.

Vancouver

Плешкова НЛ, Татаренко ОВ, Севрюгин ДВ. Особенности детско-родительского взаимодействия и характеристик поведения у детей с расстройствами аутистического спектра. ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. 2021;11(2):162-178.

Author

Плешкова, Наталья Леонидовна ; Татаренко, Оксана Владимировна ; Севрюгин, Денис Владимирович. / Особенности детско-родительского взаимодействия и характеристик поведения у детей с расстройствами аутистического спектра. In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. 2021 ; Vol. 11, No. 2. pp. 162-178.

BibTeX

@article{3098e8edbb844928a66a47011a197748,
title = "Особенности детско-родительского взаимодействия и характеристик поведения у детей с расстройствами аутистического спектра",
abstract = "Представлено исследование особенностей и взаимосвязи характеристик поведения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и качества взаимодействия в паре «мать - ребенок». Ранее было показано, дети с РАС проявляют больше коммуникативной и социальной активности, имеют менее выраженные симптомы аутизма, если их родители демонстрируют высокий уровень чувствительности к потребностям детей и эмоционально вовлечены во взаимодействие с ними. Целью исследования стало изучение особенностей и взаимосвязи характеристик поведения детей с РАС и качества взаимодействия в паре «мать - ребенок». Участниками исследования выступили 29 детей с РАС (возраст 52,4 ± 8,9 месяца). В группу сравнения вошли 36 типично развивающихся детей (возраст 39,7 ± 12,1 месяцев). Детско-родительское взаимодействие изучалось при помощи метода PCERA, включавшего в себя видеозапись матери и ребенка. Характеристики поведения детей исследовались с использованием опросника CBCL/1½-5. Результаты продемонстрировали, что в группе детей с РАС пограничный/клинический уровень выраженности нарушений поведения по DSM-шкалам «Аффективные расстройства», «Устойчивые проблемы развития», «Дефицит внимания / Гиперактивность», «Оппозиционно-вызывающее поведение» и шкалам синдромов «Эмоциональная реактивность», «Тревожность/Депрессивность», «Агрессивное поведение» связан с такими характеристиками взаимодействия матери с ребенком, как навязчивость, непредсказуемость, ригидность, нечувствительность к сигналам ребенка. В статье обсуждаются психологические механизмы выявленных взаимосвязей.",
keywords = "аутизм, детско-родительское взаимодействие, CBCL/1½-5",
author = "Плешкова, {Наталья Леонидовна} and Татаренко, {Оксана Владимировна} and Севрюгин, {Денис Владимирович}",
note = "Плешкова Н. Л., Татаренко О. В., Севрюгин Д. В. Особенности детско- родительского взаимодействия и характеристик поведения у детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11. Вып. 2. С. 162–17",
year = "2021",
language = "русский",
volume = "11",
pages = "162--178",
journal = "Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология ",
issn = "2658-3607",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Особенности детско-родительского взаимодействия и характеристик поведения у детей с расстройствами аутистического спектра

AU - Плешкова, Наталья Леонидовна

AU - Татаренко, Оксана Владимировна

AU - Севрюгин, Денис Владимирович

N1 - Плешкова Н. Л., Татаренко О. В., Севрюгин Д. В. Особенности детско- родительского взаимодействия и характеристик поведения у детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11. Вып. 2. С. 162–17

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - Представлено исследование особенностей и взаимосвязи характеристик поведения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и качества взаимодействия в паре «мать - ребенок». Ранее было показано, дети с РАС проявляют больше коммуникативной и социальной активности, имеют менее выраженные симптомы аутизма, если их родители демонстрируют высокий уровень чувствительности к потребностям детей и эмоционально вовлечены во взаимодействие с ними. Целью исследования стало изучение особенностей и взаимосвязи характеристик поведения детей с РАС и качества взаимодействия в паре «мать - ребенок». Участниками исследования выступили 29 детей с РАС (возраст 52,4 ± 8,9 месяца). В группу сравнения вошли 36 типично развивающихся детей (возраст 39,7 ± 12,1 месяцев). Детско-родительское взаимодействие изучалось при помощи метода PCERA, включавшего в себя видеозапись матери и ребенка. Характеристики поведения детей исследовались с использованием опросника CBCL/1½-5. Результаты продемонстрировали, что в группе детей с РАС пограничный/клинический уровень выраженности нарушений поведения по DSM-шкалам «Аффективные расстройства», «Устойчивые проблемы развития», «Дефицит внимания / Гиперактивность», «Оппозиционно-вызывающее поведение» и шкалам синдромов «Эмоциональная реактивность», «Тревожность/Депрессивность», «Агрессивное поведение» связан с такими характеристиками взаимодействия матери с ребенком, как навязчивость, непредсказуемость, ригидность, нечувствительность к сигналам ребенка. В статье обсуждаются психологические механизмы выявленных взаимосвязей.

AB - Представлено исследование особенностей и взаимосвязи характеристик поведения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и качества взаимодействия в паре «мать - ребенок». Ранее было показано, дети с РАС проявляют больше коммуникативной и социальной активности, имеют менее выраженные симптомы аутизма, если их родители демонстрируют высокий уровень чувствительности к потребностям детей и эмоционально вовлечены во взаимодействие с ними. Целью исследования стало изучение особенностей и взаимосвязи характеристик поведения детей с РАС и качества взаимодействия в паре «мать - ребенок». Участниками исследования выступили 29 детей с РАС (возраст 52,4 ± 8,9 месяца). В группу сравнения вошли 36 типично развивающихся детей (возраст 39,7 ± 12,1 месяцев). Детско-родительское взаимодействие изучалось при помощи метода PCERA, включавшего в себя видеозапись матери и ребенка. Характеристики поведения детей исследовались с использованием опросника CBCL/1½-5. Результаты продемонстрировали, что в группе детей с РАС пограничный/клинический уровень выраженности нарушений поведения по DSM-шкалам «Аффективные расстройства», «Устойчивые проблемы развития», «Дефицит внимания / Гиперактивность», «Оппозиционно-вызывающее поведение» и шкалам синдромов «Эмоциональная реактивность», «Тревожность/Депрессивность», «Агрессивное поведение» связан с такими характеристиками взаимодействия матери с ребенком, как навязчивость, непредсказуемость, ригидность, нечувствительность к сигналам ребенка. В статье обсуждаются психологические механизмы выявленных взаимосвязей.

KW - аутизм

KW - детско-родительское взаимодействие

KW - CBCL/1½-5

UR - https://psyjournal.spbu.ru/article/view/11529/8076

M3 - статья

VL - 11

SP - 162

EP - 178

JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

SN - 2658-3607

IS - 2

ER -

ID: 84673475