Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Эффект числовой пропорции при оценке размеров и количества в разных форматах. / Кузьмина, Юлия; Маракшина, Юлия Александровна; Лобаскова, Марина; Малых, Сергей.
In: РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, Vol. 20, No. 1, 07.04.2023, p. 66-81.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Эффект числовой пропорции при оценке размеров и количества в разных форматах
AU - Кузьмина, Юлия
AU - Маракшина, Юлия Александровна
AU - Лобаскова, Марина
AU - Малых, Сергей
PY - 2023/4/7
Y1 - 2023/4/7
N2 - Введение. В исследовательской литературе обсуждается вопрос о наличии общей системы оценки количества и величин. Одним из доказательств наличия общей системы является эффект числовой пропорции, проявляющийся в увеличении времени ответа и снижении точности при возрастании числовой пропорции между сравниваемыми множествами или величинами, обнаруживаемый в заданиях на сравнение. Текущее исследование направлено на исследование взаимосвязей между системами оценки величин и оценки количества с помощью оценки эффектов числовой пропорции для разного типа тестов и форматов предъявления стимулов в тесте на сравнение количества. Методы. Выборку составили 83 студента (из них 20% мужчин, средний возраст 20,34 года). Участники исследования выполняли задания на несимволическое сравнение, сравнение площадей сложных фигур, сравнение количества и числа. В тесте на несимволическое сравнение использовано два формата предъявления стимулов: раздельный/гомогенный и смешанный/гетерогенный. Для каждого теста рассчитана точность и эффект пропорции. Результаты. Эффект пропорции был значим в тестах на несимволическое сравнение (в обоих форматах) и в тесте на оценку количества, но незначим в тесте на сравнение величин. Эффекты пропорции для разных тестов не коррелируют друг с другом. Также показано, что точность оценки величин коррелирует с результатами теста на несимволическое сравнение, причем эта связь была выше для смешанного/гетерогенного формата. Обсуждение результатов. Впервые получены данные о том, что связь между системами оценки величин и количества может варьироваться в разных условиях предъявления стимулов, что позволяет уточнить существующие теоретические модели работы систем оценки количества без использования символов. Полученные результаты не могут быть полностью объяснены теорией о единой системе оценки количества и величин. Однако показано, что система оценки величин также вовлечена в оценку количества.
AB - Введение. В исследовательской литературе обсуждается вопрос о наличии общей системы оценки количества и величин. Одним из доказательств наличия общей системы является эффект числовой пропорции, проявляющийся в увеличении времени ответа и снижении точности при возрастании числовой пропорции между сравниваемыми множествами или величинами, обнаруживаемый в заданиях на сравнение. Текущее исследование направлено на исследование взаимосвязей между системами оценки величин и оценки количества с помощью оценки эффектов числовой пропорции для разного типа тестов и форматов предъявления стимулов в тесте на сравнение количества. Методы. Выборку составили 83 студента (из них 20% мужчин, средний возраст 20,34 года). Участники исследования выполняли задания на несимволическое сравнение, сравнение площадей сложных фигур, сравнение количества и числа. В тесте на несимволическое сравнение использовано два формата предъявления стимулов: раздельный/гомогенный и смешанный/гетерогенный. Для каждого теста рассчитана точность и эффект пропорции. Результаты. Эффект пропорции был значим в тестах на несимволическое сравнение (в обоих форматах) и в тесте на оценку количества, но незначим в тесте на сравнение величин. Эффекты пропорции для разных тестов не коррелируют друг с другом. Также показано, что точность оценки величин коррелирует с результатами теста на несимволическое сравнение, причем эта связь была выше для смешанного/гетерогенного формата. Обсуждение результатов. Впервые получены данные о том, что связь между системами оценки величин и количества может варьироваться в разных условиях предъявления стимулов, что позволяет уточнить существующие теоретические модели работы систем оценки количества без использования символов. Полученные результаты не могут быть полностью объяснены теорией о единой системе оценки количества и величин. Однако показано, что система оценки величин также вовлечена в оценку количества.
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/0ab783a4-b538-3ecc-afa5-547f57fe12ad/
U2 - 10.21702/rpj.2023.1.5
DO - 10.21702/rpj.2023.1.5
M3 - статья
VL - 20
SP - 66
EP - 81
JO - Russian Psychological Journal
JF - Russian Psychological Journal
SN - 1812-1853
IS - 1
ER -
ID: 108576181