Разгадать тайну поэтической притягательности повести "Кармен" представляется возможным с учетом всех составляющих ее содержательной формы , в том числе и ландшафтной зарисовки первой главы, оставшейся за пределами исследовательских интересов как литературной критики, так и современных ученых. Мериме вводит вместе с историко-археологическими рассуждениями ландшафтную зарисовку битвы в окрестностях древней Мунды, не только маркированную победой Цезаря как представителя гуманной культуры, каким он видится автору "Кармен". Благодаря слитности локального и нравственного признаков место битвы при Мунде обретает символическое значение. И несмотря на то, что для несведущего читателя пейзажный набросок воспринимается как часть путевых замет, не имеющих прямого отношения к истории трагической любви Кармен и к тому же нарушающих композиционную целостность всего произведения. для Мериме он является важной составляющей содержательной формы его повести, адресованной главным образом единственному реципиенту - Валентине Делессер.